Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Советы актерской игры от учителя режиссера фильма «Вызов» и «Холоп»

В актерскую студию к Дано Салу я попал случайно, по рекомендации знакомой моей мамы. Ее дочь, известная голливудская актриса Мила, училась у него и осталась очень довольна. Снимая свои фильмы, я применял много правил и практик, которым научился у Сала. На своих занятиях Сал часто размышлял на темы, которые, как мне тогда казалось, напрямую не связаны с актерским мастерством. Он много рассуждал о философии, юриспруденции, литературе, истории, живописи, музыке.

Это было бы преступлением с моей стороны не поделиться опытом учебы в актерской студии у Сала Дано.

Итак, что Дано Сало говорил о мировых драматургах? Как актеру натурально воплотить их персонажей на сцене?

Kyle Head\unsplush.com
Kyle Head\unsplush.com

Шекспир

В представлении Дано, Шекспир обладал циничным пониманием человеческой природы и потакал себе в мирских вещах: «Его мировоззрение крайне скептическое, безбожное, приземленное, депрессивное и суицидальное». Сал советовал играть Шекспира нарочито и со вкусом, не избегая высокопарности. Сал считал, что Шекспира нельзя осовременить, потому что у Шекспира персонажи высказывают свои мысли вслух, тогда как в фильмах мысли должны быть скрыты и замаскированы.

В современном театре доминируют чувства, в то время как у Шекспира доминируют слова. Пусть Сал и считал, что осовременивать Шекспира бессмысленно, я с этим не согласен. Это удалось Базу Лурману в фильме «Ромео + Джульетта» (1996). На мой взгляд, фильм хорошо сделан, и язык Шекспира в нем звучит очень выразительно, хорошо сочетаясь с фактурой.

Мольер

Дано говорил, что Мольер не может похвастаться глубокомысленностью. Мольер развлекается, его пьесы написаны с расчетом на взаимодействие со зрителем, живого отклика, что характерно для комедии. Актер не должен играть Мольера с благоговением.

Стоит сказать, что Сал ставил комедию как жанр ниже драмы: «Говоря о комедии, я считаю, что заставить людей смеяться легче, чем плакать. Вы можете получить дешевый смех с помощью каламбуров, шуток и анекдотов, но заставить аудиторию серьезно отнестись к драме сложнее, потому что чем более напряженной становится сцена, тем больше риска получить нежелательный смех из-за совершения малейшей ошибки»

Антон Павлович Чехов

«Если бы Чехов был королем, он действительно был бы голым» — это я Сала цитирую. Для него Чехов был однозначно модной и стильной вещью, но скучной и не способной похвастаться богатым наполнением. В отношении него Сал мог дать актерам только один совет: играйте претенциозно — и попадете в идею.

Оскар Уайльд

«Если бы его персонажи были живы сегодня, они бы резвились на вечеринках и веселились. Они бы обожали Мадонну, Бетт Мидлер, Лайзу Миннелли, Лили Томлин, и все они купили бы альбомы Джуди Гарленд».

Джордж Бернард Шоу

Сал признавал его комедийный гений и остроумность, но считал «Пигмалиона» сексистской пьесой о том, как мужчина переделывает женщину под себя, что шло вразрез с моральными ориентирами Сала.

Больше секретов актерского мастерства читайте в книге «Мастер игры: рабочие техники для актеров» (12+): https://go.ast.ru/a00axm1

Автору книги, Климу Шипенко удалось очаровать российского зрителя своими картинами «Текст», «Холоп», «Вызов» и др. Эта книга будет полезна и интересна не только актерам и режиссерам, но и всем любителям кино.