Об эпохи в которой жил Александр Невский мы рассказывали здесь:
1.Что такое духовно-рыцарские ордена и с чем их едят?
2.Версия о причастности Александра Невского к организации Неврюевой рати
А в этой статье мы подчеркнем детали (как всегда):
- Александр Невский - Невским стал только в XIV веке, а новгородский летописец спустя 200 лет после Невской битвы называет его Храбрым.
Александр - очень редкое имя среди Рюриковичей ( вспомните еще?), а наш Александр стал первым среди прямых потомков Владимира Мономаха, есть версии что назвали его в честь Александра Македонского.
- Неизвестно ни точная дата ни даже кто была его мама.
Дело в том, что папа Александра, князь Ярослав Всеволодович был женат трижды - первый раз на дочери половецкого князя, первая жена умерла бездетной, второй женой стала дочь Мстислава Удалого - Ростислава (Феодосия крестильное имя), но тут неувязочка- так как после поражения в ЛИПИЦКОЙ битве, Мстислав потребовал вернуть свою дочь ( да такое тоже было). Первые дети появляются у Ярослава Всеволодовича с 1220 года от третьей жены - рязанской княжны Феодосии, которая родила 8 сыновей и двух дочерей. Так кто мама?
- Как Новгородские земли , до которых полчища Батыя не дошли, вошли в состав Улуса Джучи и начали выплачивать дань.
Новгородская летопись сообщает под 1257 годом, о том что в город прибыли татарские баскаки и стали требовать "тамги и десятины", а сопровождал их Александр с дружиной.
Платить дань новгородцы отказались. только на подарки хану скинулись.
После это события Александр Ярославович "расстроился" на сына своего Василия, который в Новгороде княжил по его просьбе, а именно казнил и покалечил многих его дружинников, одним носы подрезал, другим глаза выкалывал, а новгородский летописец всего лишь приписал "всякий творящий зло от зла погибнет" ( ничего не напоминает?)
- Оценки деятельности Александра Невского историками:
В своей «Истории России с древнейших времен» Сергей Михайлович Соловьев обвинял благоверного князя в использовании татарской помощи в борьбе за власть, отрицал заслугу Александра в избавлении православного духовенства от проводимой татарами на Руси переписи.
Николай Иванович Костомаров про политику Александра Невского по отношению к Орде сводит к одной покорности:
«Оставалось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабами и тем самым, как для себя, так и для своих потомков, усвоить рабские свойства» [8, с.186].
В «Курсе русской истории» Василий Осипович Ключевский о благоверном князе Александре упоминает лишь несколько раз.
Вот, например, фрагмент (в сокращении):
«Ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали в порядок, там действовавший. Да и трудно было вникнуть в него, потому что в отношениях между тамошними князьями нельзя было усмотреть никакого порядка... В опустошенном общественном сознании оставалось место только инстинктам самосохранения и захвата. Только образ Александра Невского несколько прикрывал ужас одичания и братского озлобления, слишком часто прорывавшегося в среде русских правителей... Если бы они были предоставлены вполне самим себе, они разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья» [9, т. II, с. 41].
- Теперь про самые главные победы: Невская битва и Ледовое побоище.
О Невской битве мы знаем только из одного источника — это Новгородская первая летопись.
Потери шведов были гораздо меньше, само это столкновение не фиксируется шведскими источниками, и в принципе понятно почему: Невская битва была одним из эпизодов выяснения отношений между Новгородом и Швецией.
Игорь Данилевский
В 1187 году новгородцы и карелы уже разгромили крупный шведский город Сигтуны, о чем свидетельствуют Сигтунские врата, предполагаемый трофей похода ( прочитайте про них историю здесь) которые украшают Новгородский собор Святой Софии ( про собор здесь)
Ледовое побоище — одно из немногих крупных событий военной истории Древней Руси IX—XIV вв., которое освещается источниками двух сторон. Наличие сведений о Ледовом побоище в западных источниках — весьма важное обстоятельство.
Итак читаем у Николая Ивановича Костомарова:
В первых числах апреля 1242 года Александр двинулся навстречу врагам, и у скалы, называемой Вороний камень на Узмени, произошла другая битва, не менее знаменитая Невской, известная в истории под названием: «Ледовое побоище». Враги встретились в суббогу 5 апреля при солнечном восходе. Увидя приближающихся врагов, Александр поднял руки вверх и громко сказал: "Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!" Битва была упорная и жестокая. С треском ломались копья. Лед побагровел от крови и трескался местами. Многие потонули. Потерявшие строй немцы бежали: русские с торжеством гнались за ними семь верст до Суболичского берега.
С торжеством возвращался Александр в освобожденный Псков. Близ коня его вели знатных рыцарей, за ним гнали толпу простых пленных. Навстречу ему вышло духовенство. Народ приветствовал победителя радостными кликами.
Лаврентьевская летопись сообщает:
Псковская первая летопись
А вот еще интересные факты:
За шесть лет до сражения на Чудском озере немецкое рыцарство потерпело сокрушительное поражение под Шауляем
«В 1236 г. в Ригу прибыло много рыцарей, предпринявших затем большой поход на Литву. Поход окончился полным поражением; немецкие захватчики в битве под Шавлями (Шауляй) были разбиты наголову. В этой битве были уничтожены магистр Волквин, предводитель крестоносцев из Северной Германии Газельдорф и свыше сорока других крупных рыцарей.
В.Т.Пашуто
А вот еще
1268 Раковорская битва:
Новгородские правители «под рукой» тверского великого князя Ярослава Ярославича предприняли большой поход на датских феодалов к Раквере (Раковору), в земле Вирумаа. Возглавлял поход переяславский князь Дмитрий Александрович; в походе участвовали, кроме новгородских, «низовские, смоленские и полоцкие полки. Хотя походу предшествовало соглашение новгородского правительства с Орденом, обещавшим не помогать датским феодалам, немецкие крестоносны нарушили соглашение и неожиданно напали на русских, успешно дошедших до Раквере. Здесь 18 февраля «бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни деди», — говорит летописец.
Обе стороны понесли большие потери, причем в русском войске пало «много добрых бояр, а иных черных людий бещисла; а иных без вести не бысть».
Про численность воинов не сообщают летописи.
Можно лишь сказать, что полки Александра и Андрея Ярославичей вряд ли могли насчитывать более пяти тысяч человек. Приблизительно столько воинов мог выставить Новгород при поголовной «мобилизации» мужского населения.
М.Данилевский
Но есть сведения про пленных и убитых с "вражеской стороны"
"Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины"
Лев Николаевич Толстой