Он не «просыхал» всю неделю, пьяным ходя по современной подмосковной деревне. В субботу и воскресение трезвел и как «штык» был в церкви. Исповедовался в этом, да и в других, грехах. Причащался. Но потом снова…Не отпускал его «зеленый змий» видать.
История по реальным современным событиям. Имена изменены.
Что же было? И о чем это?
Откровение монаха – настоятеля.
«Есть – говорил мне монах Никодим, настоятель той церкви – такие страсти в человеке, с которым борется человек всю жизнь, а победить не может».
Говорил монах не просто так, а в ответ на запрос, что вот есть некоторые страсти, в которых исповедуешься и борешься с ними, а они вылезают и продолжают опять свое дело. Видать, глубоко в сердце сидят? Но Никодим ответил не про глубину страстей, а то, что он ответил (выше).
Тот ответ отца Никодима поставил тогда передо мной вопрос: а зачем бороться с тем, что нельзя победить? Не проще ли принять?
Жест прихожанина.
Тогда один прихожанин той церкви сказал мне о Витьке, алкоголике (о котором написано вначале): мол, вот человек. Пьет, кается и вновь пьет. И даже махнул рукой в его сторону: безнадежен. Но то было мнение того прихожанина. Истина могла быть и иной. Какой же?
Мои наблюдения.
Стал я тогда замечать в деревне (в ней у меня загородный дом), что бродит Витька (лет под пятьдесят ему) по деревне с псом, держа того на привязи. Сам всегда подшофе. Вот сколько раз встречал его вне церкви, никогда не видел трезвым.
Рассказ другу.
Как-то друг спросил его (история известная среди прихожан храма):
«Вить, а что ты не бросишь пить. Дело - то дурное».
Ну, Витя тогда и выдал ему.
-Знаешь, вот сидишь и подкатывает искушение, говоря:
«Вить, давай выпьем».
Я ему:
«Нет. Я перед Богом каялся и священнику обещал».
Тогда говорит оно:
«Ну, давай порадуемся»
(Вот тут бы истинный христианин ответил бы полнотой души: в Христе вся моя радость. И, глядишь, сгинуло бы искушение).
Витя (а человек он жизнерадостный, романтик) отвечает ему:
-Да.
-Ну, наливай!
И Витя наливает, пьет и опять уходит в мир зеленого змия.
Жизнерадостный Витек.
Есть в нем жизнерадостность. Может от Бога и церкви она? Не знаю.
Но есть ведь люди какие: напьются и начинают ныть и выть. От уныния пьют, чтобы загасить это. Но выпьют и начинают сеять меланхолию в особо крупных размерах.
Другие напьются и давай в драки лезть или искать их. Так агрессия из них и выпирает.
Говорят, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Скажем точнее: то у пьяного в поведении, проявлениях.
Ну, вот Витька другой. Он пьет для радости. У него жизнерадостная душа. Он веселится.
Почему не может так веселиться, без зеленого змия? Да, кто б его знал. Скорее всего, мир, который его окружает, суров, сложен и не жизнерадостен. И жизнерадостность Вити совсем не приветствует такой мир. Вот Витя и уходит подшофе. Чтобы забыть о трудностях и давлениях мира, но дать радость душе. Но это мои думы, а не истина в последней инстанции.
На празднике деревни.
Был совсем недавно в деревне нашей (где у меня загородный дом) праздник, день деревни. Народу пришло немало. Среди них и Витек. Подшофе. В майке «Король и шут». И выплясывал, и с детьми играл. И в пене купался, и красками сыпал, как ребенок, вместе с детьми. Нет, он не имбецил никакой. Все в рамках приличия. Дети просто были без ума от него. Он был с ними на равных. Свой. С ним им было весело. Играл, шутил, танцевал. Ни у кого не мелькало мысли о нем: дурной человек. Нет. Но, жизнерадостный. Плохо ли это?
Сопоставил с другим опытом.
Работал я некогда в одном элитном комплексе. Был у нас соглядатаем брат одного из акционеров – Петр. Все было в нем хорошо. Всю нужную работу он выполнял, но одна беда. Уходил в запой неделями. Пил он от безысходности, бессмысленности своей жизни. Потом трезвел и выходил на работу. Но ведь на время выпадал. А был нужен.
Никого не интересовал его порок, как порок, но он мешал работе. Брат акционер тогда сурово поговорил с ним и дал денег на дорогое кодирование. Петр закодировался. Перестал пить и уходить в запои. Но у него стало что-то твориться в душе: он стал злым, агрессивным, на людей бросаться. Его люди не узнавали. Подменили, думали, Петра на другую версию, ухудшенную. Другие жалобы на него пошли.
Махнул тогда рукой его брат и сказал: да, лучше терпеть его выпадение в запои, чем уродство характера без них. Петр вернулся к старой жизни. Зеленого змия он тоже не мог одолеть.
Но в отличие от Вити Петр не был ни церковным, ни верующим (в церковном смысле этого слова).
Послесловие.
Но, вот что открылось мне про Витю.
Вроде, казалось бы, бессмысленным (противоречивым) делом он занимается: пьет, потом исповедуется, кается в церкви, и вновь пьет. Не в коня корм? Победить страсть в себе не может. Ну, то, о чем мне говорил монах Никодим: борются, мол, люди, с некоторыми страстями, а не одолевают их всю жизнь.
Ан нет. Главного – Бога, мы во всем и не увидели. А Его надо увидеть здесь.
«Будьте как дети и войдете в царство Божье» - говорит Христос.
А ведь Витя, совестливый Витя, каясь, понимая свою немощь перед Богом, получает от Того, через покаяние, благодать души, детскую радость ее. И дети чувствуют это. Витя обретает радость и дарит эту радость.
Да, может вот так вот несуразно, но все же.
Так вот и думаю, может не несчастный Витя, а благодатный? Благодать через церковное покаяние подает ему Бог? Так, тогда, и не зря в церковь ходит?
Что думаете вы?
Пишите в комментариях, если хотите поделиться.