«Привидение замка Маллой» — 19-я часть серии и, на мой взгляд, одна из сложнейших.
Несколько лет назад в доме у Нэнси жила студентка по обмену из Лондона по имени Кайлер, и теперь она зовёт Нэнси на свою свадьбу в качестве подружки невесты. Недавно Кайлер унаследовала ирландский замок, там они с Мэттом и решили пожениться, но за несколько дней до свадьбы жених исчез. Кайлер не переживает, ведь Мэтт — известный шутник и наверняка задумал очередной крупный розыгрыш, а в нужный день обязательно появится. Лучший друг Мэтта, Кит, считает иначе: по его словам, Мэтт испугался обязательств и сбежал. Смотритель же замка, старик Донал, уверен, что парня похитили феи. Нэнси берётся за расследование исчезновения Мэтта.
Всё это попытались преподнести как хоррор, но этот квест могут спокойно проходить даже дети. Скримеров нет, разве что иногда в кадр внезапно влетает ворон. Банши ни для кого не станет сюрпризом — её вынесли на обложку. Правда, в конце будет одно пронизывающее открытие, практически как в квесте «Шорох», но его спустили на тормозах, и немногие его заметят.
В игре попытались передать атмосферу Ирландии, здесь рассказывают о традициях и древних обычаях, о специфическом фольклоре, даже упоминают неприязнь ирландцев к англичанам, на фоне всегда звучит подходящая музыка, да и замок вроде бы интересен… Наверное, мне просто чуждо ирландское, потому что колорит этой части оставил меня равнодушной. К тому же с самого начала я почувствовала, что мне в лице Нэнси здесь не рады, а это всегда накладывает неприятный отпечаток на прохождение. Помните первые части серии, когда после приезда в очередной особняк даже не обязательно идти здороваться с хозяевами, а можно бродить по нему в своё удовольствие? Вот было время…
Может, это только мой случай, но головоломки в этой части ну очень неочевидные, я обращалась к прохождению много раз. Я сейчас немного поспойлерю, но тем, кто ещё не играл в эту игру, эти сведения не повредят — до прохождения они успеют забыться.
Первой проблемой стала загадка с лепреконами: мне казалось, что нужно, как это принято в серии, вчитываться в стихотворение, чтобы понять, в какую сторону их поворачивать. Например, раз один из них предводитель, то он стоит сбоку и смотрит в обратную от остальных сторону, как бы ведёт их. Даже когда я нашла в интернете решение, я с этой задачей всё равно не справилась, потому что в моём представлении «лево» человека или, как в данном случае, статуи — это моё «право», и наоборот. Оказалось, речь именно о моих «лево» и «право», а не о лепреконьих, я считаю это ошибкой. Затем меня замучил печатный станок — я так и не поняла, как узнать последовательность применения табличек, и просто повторила решение из интернета (соответствие табличек и красок я определила, это мне не помогло).
Загадку с каменными колоннами я изо всех сил старалась решить сама, но моя логика разошлась с логикой разработчиков. Четыре знака Зодиака нужно было соотнести с временами года, и несмотря на то, что большая часть промежутка времени, соответствующего знаку Зодиака, приходилась, например, на весну (и начинался этот промежуток весной), соответствовало ему почему-то лето, и так у каждого. А однажды я застряла в прохождении, когда на несколько ходов вперёд знала, что делать дальше, но, видите ли, не спросила на это разрешения. Да когда героиня вообще спрашивала на что-то разрешение? Ну и, конечно же, заключительная часть игры вызвала у меня проблемы и заставила снова искать ответы в Сети, хотя, скорее всего, к этому времени мне уже просто было не интересно играть.
И ещё одно: тряпичную куклу овцы не обязательно набивать именно овечьей шерстью, Нэнси! Чтобы решить долгожданную головоломку с куклами, мне пришлось играть и победить в дартс, выпрашивать у смотрителя замка ключ от овчарни, искать по всему двору овец, подзывать их мелодией флейты и потом настричь с них три мешка шерсти, хотя можно было набить куклу хоть травой, хоть тряпками. Это глупая логика искалок: никаких обходных путей, иди строго по самой тернистой дороге — зря, что ли, разработчики всё это подготовили?
Непривычно, что в этой части друзья Нэнси не дают ей по телефону подсказок. Однажды Бесс и Джордж посоветовали обратиться к автоматической гадалке, расположенной в замке, к тому моменту я и так уже достала из этого автомата необходимый для будущей головоломки элемент (после этого гадалка выдавала ничего не значащие предсказания) и подумала, что на этом её функции исчерпаны, а подруги дали мне неактуальную подсказку и теперь в игре что-то сломалось, раз никто не хочет мне помогать. Оказалось, что чуть позже гадалка начинает давать и подсказки к головоломкам. Но они, как и предсказания, платные! Деньги можно зарабатывать смешиванием коктейлей, это целая мини-игра, и она напрягает, когда вы играете не по желанию, а по необходимости. К тому же изображения на кнопках там размыты, что их трудно различить, и игра эта на время. В «Секрете старинных часов» была подобная сложность с подсказками — платный телефон, — но зарабатывать деньги развозом телеграмм было очень просто и интересно благодаря десяткам уникальных озвученных диалогов и складывающихся из них забавных историй.
В этот раз Нэнси придётся много ходить пешком с видом сверху: на обширной территории замка больше десятка ключевых мест, как маленьких, так и значительных, и найти их все не так-то просто.
Конечно, были головоломки, которые мне понравились. Моя любимая — с куклами, которых нужно расставить в домике соответствии с заданными условиями. На эту тему существует целая отдельная игра, которую я в своё время заигрывала до дыр — Inspector Parker. Только несправедливо получается, что условиям удовлетворяют несколько вариантов расположения кукол, а скрипт активируется только каким-то одним. Расшифровывать подсказки из названий книг также было интересно, там просто нужно быть очень внимательным. А загадка с весами — просто легкотня, когда сообразишь, каким должен быть первый шаг.
Было интересно отдельно посмотреть на локализацию этой части, ведь в ней столько загадок с текстами. Где-то пришлось сочинять стихотворение с определёнными первыми буквами строк, где-то частично менять задание, чтобы решение сошлось со скриптами, в целом работа локализаторов меня впечатлила. В нескольких местах им откровенно повезло, потому что буквальный перевод на русский или прямая транслитерация ключевых слов и смотрелись нормально, и удовлетворяли условиям загадок.
Стим насчитал 7,7 часов на прохождение. Кажется, ранее я не играла в эту часть, по крайней мере, не проходила целиком. И она кажется мне не только одной из сложнейших, но и одной из худших игр серии. Среди тех частей, которые я перепроходила, — самой худшей. Даже «Чудище пещеры Капу» доставило мне больше удовольствия. Не верится, что за «Привидением замка Маллой» следует великолепный «Клад семи кораблей».
19-я часть серии показалась мне настолько не похожей на Nancy Drew, что в определённый момент у меня появилось ощущение нереальности происходящего, будто это сон или температурный бред. Для сравнения: в последний раз это ощущение появлялось у меня во время игры в The Sims 2 на GameBoy Advanced (GBA). Наверное, все представляют себе, что такое «Симс»: симулятор жизни, в котором вы управляете одним или несколькими человечками, кормите их, водите на работу, обучаете разным навыкам, заводите им друзей и т. д., повсюду выбор, и никакого сюжета. The Sims 2 на GBA помимо того, что отличается пиксельной графикой, начинается со вступительного ролика, в котором вам сразу назначают роль: звезда реалити-шоу, о котором больше никто не знает; вы отправляетесь на улицу знакомиться с соседями посредством диалогов а-ля визуальная новелла и не совсем понятной пока мини-игры, затем заходите в назначенный вам дом, а там на унитазе сидит пришелец и читает газету, и, чтобы его прогнать, нужно его переспорить. В этот момент — под аккомпанемент из резких звуков, обозначающих ругань, на фоне фиолетовых психоделических обоев — ощущение нереальности происходящего накрыло меня с головой, и я думала, что эту последовательность событий и сцен ничто уже не переплюнет, пока не сыграла в «Привидение замка Маллой».
СПОЙЛЕРЫ! Читать эту часть рекомендуется только в тех случаях, если вы эту игру уже проходили, или если проходить не собираетесь, или если каким-то волшебным образом спойлеры никак не повлияют на ваши впечатления от игры, которую вы когда-нибудь будете проходить.
Полёты на реактивном ранце, игра в сумасшедшего парикмахера с овцами; страшная растрёпанная старуха скидывает Нэнси куда-то под землю, и под древним замком оказывается бункер с химической лабораторией и ракетной пусковой установкой, где всё это время и просидел Мэтт, питавшийся сырыми морковью и картофелем… Чуть позже, ко всему прочему, до вас доходит, что в этом детективе нет злодея, а старуха — выросшая без присмотра дочь бывшего владельца замка, которая всё это время втайне жила в этих местах и летала на реактивном ранце! Это выше моих сил. Трагичную судьбу этой героини, психологически так и оставшейся шестилетней девочкой, почти не комментируют — оказалось, её воспитывал некий отшельник на болотах возле замка, и да, она повредилась в уме, но это не важно, потому что сейчас о ней заботятся в доме престарелых. Кайлер и Мэтт поженились, вот что главное. Бедный парень пока не знает, что после свадьбы, на которой они поклялись любить и принимать друг друга такими, какие они есть, Кайлер намерена лепить из Мэтта другого человека, и начнёт она с запрета любых розыгрышей.
Этот сюжет оставляет ужасное послевкусие.