Запись посвящена нескольким квестам из серии Nancy Drew. В этом посте:
• Ghost Dogs of Moon Lake
• The Haunted Carousel
• Danger on Deception Island
• Trail of the Twister
• Secret of the Scarlet Hand
• The Creature of Kapu Cave
Все описанные здесь игры я когда-то проходила, но за много лет в памяти не осталось практически ничего. Оно и не удивительно, если учитывать, как я их проходила — по прохождению. Мимо проходила.
У меня есть запись с размышлениями о прохождении квестов с подсказками и без, если кратко — раньше я не понимала суть квестов и любила их только за сюжет и диалоги. Стыдно вспомнить, мне было лень записывать информацию, необходимую для решения головоломок, а сложные загадки казались лишь препятствием на пути к развязке. Для таких игроков придумали искалки с примитивными, повторяющимися из игры в игру паззлами, правда, и сюжет там только для галочки, но до определённого времени этот жанр меня полностью устраивал. А когда захотелось чего-то большего, оказалось, что всё это время у меня под носом находились прекрасные квесты. А раз я не помню из них ни головоломок, ни концовок сюжетов, то ничто не мешает мне вернуться к ним и пройти заново.
Не буду много писать об истории серии Nancy Drew, скажу лишь, что сюжеты игр основаны на книгах из одноимённой серии, которая началась ещё в 1930 году. На данный момент существует 33 основных части и две искалкоподобные игры с совершенно другой графикой, интерфейсом и низкой сложностью головоломок. Обычные части серии — это детективные квесты point & click с интересным сюжетом (иногда мистическим), гармонично вплетёнными в него головоломками и большим количеством прекрасно озвученных диалогов. Головоломки почти не повторяются, среди них есть как простые, так и очень сложные и запутанные. Эти игры двухмерные, с видом от первого лица, перемещаетесь вы по статичным фотографиям локаций. У некоторых локаций есть панорамные изображения, так что можно осматриваться вокруг себя. В серии трижды менялся интерфейс, до десятой части поле для изображения локации занимало чуть больше половины экрана, курсор был огромным и менялся или подсвечивался в активных областях, то есть обыскивать локации было очень просто. С увеличением поля для изображения локации и максимального доступного разрешения экрана в играх появился пиксель-хантинг, так как курсор стал малюсеньким. С годами серия ощутимо развилась, многое в ней поменялось, появились новые особенности и детали. Есть мнение, что старые игры лучше новых. 33-я — вообще отдельный разговор.
Мне, как любителю этой серии игр, досадно, что в интернете не найти на них нормальных обзоров. Они либо скомканные, либо полны воды, потому что автор явно игру не проходил (некоторые обзоры написаны на основе других обзоров, а не игр). Например, меня выводит из себя шестистрочный обзор «Игромании», который заканчивается фразой: «Всё это, впрочем, мы уже видели раньше, так что отличия одного эпизода от другого под силу отыскать разве что самой Нэнси Дрю». И это о «Тайне алой руки»-то! Не хочется писать обзор на игру — не пиши, пусть это задание дадут другому. Но нет, этот автор о многих играх серии опубликовал подобные отписки.
У меня тоже вряд ли получится написать хорошие обзоры. Эти игры так захватывают, что после завершения одной хочется сразу начать другую. В январе я с большой охотой прошла подряд шесть штук. Было классно, они друг с другом не смешались, но я ни разу не остановилась, чтобы записать свежие мысли и впечатления, а без этого нормального рассказа об игре не написать. Но я постараюсь и сделаю это с удовольствием.
В Стиме у меня 18 частей из 33, пять из них мы с мужем прошли полгода назад, опять же, подряд. В этот раз начать мне захотелось с игр, по которым я ностальгирую больше всего. К ним относятся The Secret of Shadow Ranch («Тайна ранчо Теней»), которую я перепрошла прошлым летом, Message in a Haunted Mansion («Призрак в гостинице»), которой у меня в Стиме нет, и Ghost Dogs of Moon Lake («Псы-призраки Лунного озера»). Ностальгия по последней настолько сильна, что я вижу домик с причалом из игры в одном из дизайнов Dimensions — Morning Lake. Это одна из причин, почему однажды я вышила его подбором.
Я воздержусь от сильных спойлеров, но мне кажется, что испортить впечатление способна любая мелочь, которую можно самому узнать из игры, а тем более чужие суждения. Поэтому предупреждаю.
НЕБОЛЬШИЕ СПОЙЛЕРЫ! Читать эту часть рекомендуется только в тех случаях, если вы эти игры уже проходили или проходить не собираетесь. Хотя лучше возьмите и пройдите.
Ghost Dogs of Moon Lake
«Псы-призраки Лунного озера» — седьмая часть серии со старым, уютным интерфейсом.
Подруга Нэнси купила участок с домом, ранее принадлежавший бутлегеру — любителю ротвейлеров. Призраки собак по ночам приходят к дому, страшно воют и ломятся в дверь — Нэнси пришлось увидеть это собственными глазами, когда она приехала в гости. Героиня не верит в призраков и ищет приземлённое объяснение нападений, попутно знакомясь с местными жителями.
Один из них — Ред Нот — после выхода на пенсию посвящает время наблюдению за птицами. Он соорудил на дереве недалеко от того самого дома наблюдательную площадку и приходит туда каждую ночь. Насколько он любит птиц, настолько презирает туристов, которые приезжают в эти места отдыхать, дескать, они шумят и распугивают птиц.
Джефф Эйкерс — рейнджер, стоящий на страже природы. Очень увлечён своим делом и никому не даёт спуску, штрафует за любую мелочь, прописанную в законе парка. Его офис представляет собой небольшой музей, в котором можно узнать об истории этих мест, флоре, фауне и правилах безопасности на природе.
Местным магазином сувениров заведует Эмили Гриффин — бывшая охотница за сокровищами, некогда такой успешной, что о ней писали в журналах. Теперь же Эйкерс ввёл запрет на извлечение реликвий со дна озера (вместе с ними поднимается мусор и загрязняет воду), и её заработок сильно уменьшился.
У каждого из них есть мотив устраивать ночное «представление» с собаками, и Нэнси подозревает всех троих. Только в самом конце становится ясно, кто за этим стоит, поэтому угадывание злодея — отдельное развлечение в подобных играх. Как правило, помогают личные симпатии и неприязни. Я не о том, что злодеи — обязательно неприятные личности, а все остальные — ангелы во плоти, злодеи зачастую отлично притворяются, а у других персонажей бывают свои секреты, не связанные с расследуемым преступлением. Но если с точки зрения взрослого человека судить об их поступках и фразах, то станут понятны их ценности и образ мышления, и вы вычислите преступника задолго до концовки. Я обожаю это в «Нэнси Дрю»: персонажи этих игр — словно реальные люди, к ним применима настоящая психология.
Если бы эта часть не была посвящена собакам, цены бы ей не было. Как жаль, что это не коты, я бы с лёгкостью запоминала их имена, цвета ошейников и любимые места на участке. Но это собаки. С ума сойти, сколько головоломок связано с этими собаками! Хозяин был одержим ими.
По сравнению с собачьими загадками задания в лесу — оригинальные и восхитительно атмосферные. К примеру, сначала Ред просит Нэнси сфотографировать шесть определённых птиц и в помощь даёт кассету с их голосами. Это очень интересно. И совсем не трудно, кстати, ведь у Нэнси с собой есть карта леса, и после первой встречи с любым ориентиром или птицей она всё это отмечает. Плохо лишь то, что изначально вам даны не все условия для выполнения задания, придётся выполнять его по частям и дважды обращаться к Реду за помощью. Но игрок-то думает, что сам делает что-то не так, и не спешит идти к орнитологу-любителю.
Затем Эмили просит принести ей 12 насекомых, которые прячутся под камнями и брёвнами. Я помню, как долго блуждала по лесу, не в силах найти всех жучков и червячков, много раз переключалась с ночи на день, потому что несколько насекомых не хватало, а в итоге всё равно читала прохождение. И другие игроки в интернете постоянно жалуются на это задание. Но в этот раз у меня с ним не возникло вообще никаких проблем. По правилу правой руки я обошла весь лабиринт леса сначала днём, потом ночью, а затем внимательнее осмотрела другие окрестности и нашла оставшихся червей. Да, задание сформулировано нечестно — не всех насекомых нужно искать в лесу (с другой стороны, дом стоит где? В лесу), — но это совсем не сложно, если вы любите квесты и вам нравится место, в котором происходят события этой игры. Здесь и музыка прекрасная, и птички замечательно поют — я получала удовольствие от каждой минуты в этой игре.
Один раз мне пришлось обратиться к прохождению, в сцене с вентилями. Причём текстовое прохождение не помогло — я делала всё, что там написано, но загадка не решалась. На видео же я обнаружила, что, если переместить курсор на пару пикселей левее того места, куда я кликаю, у вентиля появится другая опция. Нужно быть внимательнее. В старых частях Nancy Drew такой здоровенный курсор, что это нельзя назвать пиксель-хантингом, вы за три-четыре прохода сверху вниз «ощупаете» весь экран и найдёте все активные области, нужно только внимательнее смотреть.
The Haunted Carousel
«Заколдованная карусель» — восьмая часть серии, ещё одна игра старого образца.
Нэнси просят провести расследование в парке развлечений. В нём, во-первых, с карусели украли ведущую лошадь, во-вторых, один из посетителей сломал шею в результате резкой остановки этой карусели, да ещё в-третьих — в набивке сидения на американских горках нашли украденные драгоценности, которые когда-то припрятал в парке грабитель. Сейчас парк закрыт, но за полставки в нём продолжают работать четыре человека.
Не буду их перечислять, но скажу, что личные симпатии и настоящая психология снова служат хорошую службу. А чтобы игрокам было ещё проще, ближе к концу игры на злодея указывают целых две улики — на мой взгляд, это уже лишнее.
Как и в остальных играх старого образца, встречающиеся тут и там тексты интересно читать, они не просто дают подсказки к решениям той или иной головоломки, но и расширяют ваш кругозор. Недавно при просмотре какого-то фильма я про себя отметила, что показанная в нём карусель — американского образца, потому что лошади едут против часовой стрелки. А некоторые условия можно не читать, потому что основу для загадок авторы игры часто берут из жизни, и к ним применимы реальные сведения из соответствующей области. Вспоминается ловля рыбы из «Секрета старинных часов»: я не нашла брошюру о рыбалке, но и без неё поймала окуня, потому что муж знал, чем настоящий окунь питается и в каких местах озера обитает, и эти сведения оказались применимы в игре!
Но вот загадка с настраиванием игрового автомата имеет лишь отдалённую связь с действительностью: в программном коде смешано несколько языков программирования, и решение там глупое, просто на внимательность.
На мой вкус, самая крутая головоломка в этой части — расшифровка стенограммы. Привычное дело — звонить Бесс и Джордж, когда не знаешь, как подойти к решению той или иной задачи, но каково же было моё удивление, когда они не просто дали подсказку, а прислали сборник упражнений по стенографии! Озадачились же, нашли потрясающие вспомогательные материалы и отправили подруге по электронной почте, какие молодцы. Мне и сам сборник очень понравился: сначала кажется, что понимание этого письма доступно только гениям, а потом как начинаешь расшифровывать! Это фонетическое письмо, то есть на бумаге фиксируются не буквы, а звуки, и используются при этом палочки, закорючки и кружочки. Мне кажется несправедливым, что кружочек заменяет не «о», а «и», остальные правила я приняла и разгадала все слова в сборнике, ощущения были удивительные.
Знаете, как с этим заданием поступили в русской локализации? Перевели дословно. Если в оригинале какая-то закорючка обозначала звуки «s» и «z», то в русской версии она обозначает «с» и «з», хотя в России тоже есть стенография, и значки там свои. Там, где в оригинале из простейших значков собирались простейшие слова, локализаторам пришлось представлять ничего не значащие слоги. Когда начались окошки для вписывания ответов, переводчики вдруг ввели непроизносимые буквы в русских словах (в слове «детство» действительно не произносится буква «т»? А как, «дество»? «Детсво»?), а потом вернулись к слогам. Забавно, что под конец сборника они всё же нашли где развернуться и вместо «ghoul» зашифровали «гул», вместо «look» — «лук» и т.д.
У них не было выбора, не заново же головоломку сочинять, перерисовывая картинки (вряд ли за этот перевод достойно платили), но получилось убого.
Помимо основного расследования Нэнси занимается разгадыванием личной головоломки одной из работниц парка, это очень трогательно и любопытно.
Музыка снова на высоте, некоторые мелодии откровенно карнавальные, но с неуютными нотками. Один из треков получился настолько мрачный, что его впору крутить в доме с привидениями, кстати, этот аттракцион в парке есть и играет не последнюю роль в расследовании.
Danger on Deception Island
«Туманы острова Лжи» — девятая часть серии. Всё ещё старый интерфейс.
Нэнси приезжает на остров отдохнуть и насладиться экскурсиями с океанологом Кейт, но по приезду в бухту оказывается, что экскурсионную яхту кто-то разгромил и оставил угрожающую записку. Кейт рассказывает, что накануне в городе было собрание по поводу касатки, которая обосновалась в местных водах, при этом Кейт выразила мнение, неугодное большинству, так что точат зуб на неё многие. Мотив есть у каждого из трёх остальных персонажей, но, когда Нэнси начинает разбираться в происходящем, поломанная яхта оказывается вершиной айсберга.
Это одна из тех частей, где все персонажи приятные и интересные — и те, что «во плоти», и те, с кем можно поговорить по телефону, кстати, последних здесь довольно много. Злодея по этой причине я вычислить не смогла.
Головоломок много, среди них шифровка сообщения азбукой Морзе, шахматная задача, а также ручное заполнение анкеты ответами, найденными в интернете на ноутбуке Нэнси. Одна из бывших жительниц острова хочет посвятить Нэнси в тайну, но только после того, как та докажет, что достаточно внимательна и любопытна, и устраивает из этого целую эпопею с головоломками, вытекающими одна из другой. Это очень интересно, даже несмотря на то, что, скорее всего, придётся несколько раз обойти одни и те же локации, пока отыщешь правильные ответы.
В этой части мне очень понравился геймдизайн, а именно — то, как игрока подводят к решению некоторых головоломок. Например, почти с самого начала Нэнси вручают вышеупомянутую анкету, тем самым подталкивая к чтению статей в местном интернете: о морских узлах, о видах кораблей, о сленге моряков. Пока вы ищете расшифровку специфического слова из анкеты, вам на глаза попадаются и другие слова из сленговой подборки, и, пусть даже вы не запомните их значения, теперь вы будете знать, где их искать в случае необходимости. И необходимость эта возникает несколько раз. То же с плакатом в кафе: в одной из первых головоломок участвует только его верхняя половина, но любознательный игрок, добравшись до плаката, прочитает его целиком и, когда придёт очередь более сложной загадки, вспомнит, где уже видел её элементы.
Я прошла эту часть без подсказок даже со стороны Бесс и Джордж, но сама не поняла, как решила головоломку с морским змеем. Я следовала символьной подсказке на парусах корабля, но под конец, когда уже пора было открыться потайному проходу, в нужный момент ничего не произошло, и я просто продолжила крутить колесо, хотя мысленно уже искала другое решение. И тут проход вдруг открылся. Такая же загвоздка вышла у меня с лабиринтом: я следовала указаниям, но в нужное место пришла, лишь когда начала пробовать различные комбинации поворотов, не имеющие с подсказкой ничего общего. Может, я чего-то не понимаю.
Большинство головоломок в этой игре гармонично вплетены в окружение и придерживаются одной тематики, как в «Кладе семи кораблей». Здесь и ловля крабов, и поиск двустворчатых моллюсков, и плаванье на каяке, и поход в музей китов с тематическими играми, в ходе которых вы научитесь отличать касатку от белокрылой морской свиньи и даже узнавать их по голосам. А хозяйка местного кафе бесплатно накормит вас традиционным местным супом — чаудером.
Саундтрек в этой игре фантастический. Мелодии перетекают из одного настроения в другое и замечательно вписываются в атмосферу прибрежного рыбацкого городка. Отдельно стоит весёлая мелодия, словно из староанглийской таверны.
Эта часть показалась мне одной из лучших. После неё захотелось на контрасте поиграть во что-нибудь более свежее.
Trail of the Twister
«По следу торнадо» — 22-я часть серии, поклонники Nancy Drew не особо её жалуют, но после первого прохождения у меня почему-то остались хорошие впечатления.
Из всей представленной здесь подборки это единственная игра, в которой можно делать скриншоты через Стим, кстати, поэтому иллюстрации к остальным играм из этой записи я взяла из интернета. Контраст с предыдущей пройденной игрой действительно огромный: экраны с локациями большие, а курсор маленький, на «прощупывание» местности на предмет активных областей уходит гораздо больше времени. Зато в распоряжении игрока есть не только дневник с наблюдениями Нэнси, но и список заданий, который почти всегда подскажет, что от вас требуется.
Где-то в Оклахоме работают несколько команд охотников за торнадо, которые соревнуются друг с другом в местном конкурсе в надежде выиграть солидный грант. Оборудование для одной из команд поставляет сам Кролмайстер — известный изобретатель вселенной Nancy Drew, разнообразные приспособления которого можно встретить, кажется, во всех частях серии. Кролмайстер обеспокоен, что поставляемая техника всё время выходит из строя, и просит Нэнси выяснить, не завёлся ли в команде диверсант. Он отправляет девушку к охотникам за торнадо под видом нового стажёра.
Персонажи почти все неприятные и подозрительные, со скрытыми мотивами и тёмными делишками на стороне, и всё же злодею я поневоле сочувствовала. Механик — вылитый Скутер из серии Borderlands.
В этой части очень много головоломок, и вроде бы они связаны с работой исследователей торнадо, но впечатление портит то, что их наваливают на вас сразу кипами в качестве рабочих обязанностей. При этом вас, как стажёра, не принимают всерьёз и лишь отмахиваются от ваших дельных замечаний и наблюдений. Вы делаете за этих надменных лентяев практически всё и вместо спасибо слышите: «Нэнси, раз ты тут всё чинишь, почини-ка и телевизор!» В игре есть момент, когда после решения сложной головоломки вам ставят в вину, что вы решили её неправильно и подвели команду, хотя это ложь, и вскоре Нэнси находит доказательства — в этот момент чувство несправедливости происходящего у меня возобладало над остальными.
Почти сразу вам дают одну из самых сложных задач в игре: правильно установить сирены оповещения о приближающемся урагане, покрыв радиусами их действия всю карту с точностью до миллиметра. Если человек не любит сложности, ему сразу захочется уйти, и в начале игры, когда ещё не вник в сюжет и не познакомился с персонажами, его ничто не держит.
Одна из головоломок повторяется несколько раз с небольшими отличиями, я раньше не замечала подобного за серией.
Под конец нужно решить вторую сложнейшую загадку, состоящую из нескольких этапов. Тема наблюдений за погодой в ней затронута поверхностно, но решать её из-за этого не менее интересно, мне очень понравилось.
Самым ярким моим воспоминанием об этой части было задание в местном магазине: сформировать набор для выживания, купив зубную пасту, сахар, батарейки и т.д. Сложность заключается в том, что вы ограничены в средствах, зато в магазине действуют скидки, в том числе хитрые, например, при покупке трёх вещей с жёлтыми ценниками самую дешёвую из них вы получаете за полцены. Видимо, я так наловчилась с этим в жизни, что прошла эту головоломку с первого раза и не заметила, как.
Между основными локациями Нэнси ездит на машине, как, например, в «Секрете старинных часов», только здесь не работает клавиатура, и приходится управлять мышью. Дороги в этом городе проектировал сумасшедший, благо есть карта. Это должен быть навигатор, но он не указывает направление.
В качестве баловства можно покупать в магазине разнообразные конфеты и есть их самому или угощать окружающих, при этом у каждого есть свои предпочтения и ограничения. К слову, владелец этого магазина — единственный более-менее приятный персонаж, но Нэнси очень странно к нему относится. Небольшой конкретный спойлер. Магазин называется «У Ма и Па», и в самом начале игры можно найти газетную заметку о том, что Ма погибла в урагане, тем не менее в диалоге с Па Нэнси спрашивает, куда делась «Ма из названия магазина», на что Па горько отвечает, что она неподалёку, просто очень занята. Нэнси на этом не успокаивается, и в следующий раз можно спросить, не вернулась ли ещё Ма. Какое-то издевательство над стариком.
Эта часть не слишком познавательная, предсказывать появление смерчей вы не научитесь, а информация типа классификации торнадо по силе вам вряд ли пригодится в жизни. Моё недоумение, почему американцы продолжают строить дома там, где бушуют ураганы, никуда не делось.
Secret of the Scarlet Hand
«Тайна алой руки» — шестая часть серии. В этом году ей исполняется 20 лет, невероятно.
Отец Нэнси устроил её на летнюю стажировку в музей, в котором готовится выставка, посвящённая культуре майя. Для выставки выкупили древний монолит, полным ходом идёт расшифровка изображённых на нём иероглифов, и осталось доделать всего пару мелочей, с которыми справится даже стажёр, — как вдруг один из важных экспонатов похищают. На месте украденного предмета вор оставляет листок с алым отпечатком руки, точно такие же отпечатки находили на других местах кражи уже дважды.
Персонажи здесь все по-своему классные: одни легко снищут вашу симпатию, другие разожгут любопытство, третьи ввергнут в замешательство. Чего стоит юная знаменитая художница и её подход «картина должна продолжать меняться и после того, как автор с ней закончит».
Это одна из самых сложных и познавательных частей серии, и каждый её аспект очень интересен. Интересно вникать в нюансы работы этого музея и разговаривать с персонажами, изучать культуру майя и решать предложенные загадки.
Я не торопилась, вдумчиво читала все таблички, и головоломка с перепутанными аудиозаписями привела меня в восторг. Поясню: к 15 экспонатам музея есть аудиозаписи с дополнительной информацией, прослушать их можно, если арендовать в музее наушники. Однако некоторые записи перепутаны и включаются не у тех экспонатов. Чтобы навести порядок, нужно обойти весь музей (скорее всего, несколько раз), прослушать записи у этих 15 экспонатов, сопоставить услышанное с написанным и переставить записи как надо. Задача осложняется тем, что экспонаты стоят не по порядку, например, экспонат G соседствует с N, а в устройстве, распределяющем записи между экспонатами, указаны не темы аудиодорожек, а номера. Без фиксации всей этой информации не обойтись, кому-то это в тягость, а я получила удовольствие. Позже в игре я нашла подсказку от прежнего стажёра, у каких именно экспонатов не совпадают аудиозаписи, но к тому времени загадка была решена. И особенно я рада тому, что справилась с ней на английском языке.
Но обучение на этом не заканчивается — вам нужно будет сдать своеобразный тест. В какой-то момент Нэнси приходится проверять автомат в игровой комнате на предмет того, все ли ответы на представленную в нём викторину можно найти в музее. Здесь снова вступает хороший геймдизайн: если вы честно читали и слушали все представленные материалы, вам не составит труда ответить на вопросы викторины или вспомнить, на какой именно табличке написано нужное слово. Кстати, вся представленная в музее информация достоверна, и ответы на викторину можно найти даже не в прохождениях, а в статьях о культуре майя! Когда я начала эту игру, мне захотелось дополнительно почитать о цивилизации майя, в одной из статей я нашла имя верховного бога и решила проверить, подойдёт ли оно в качестве ответа на викторину. Подошло. (Но суть задания в том, чтобы убедиться, что все ответы есть в музее, так что и искать их нужно в игре.) Пакаль Великий существовал, как и представленные в виртуальном музее нефритовый рельеф с его изображением и посмертная маска, годы жизни и правления сходятся, все имена и термины сходятся, по этой игре реально можно изучать историю и культуру майя! Для меня это стало открытием, особенно после «Псов-призраков Лунного озера» с детальной биографией бутлегера-мафиози Микки Малоуна, которого в реальности не существовало. В современных сценариях так и поступают: придумывают собственную историческую фигуру, чем засоряют зрителям мозг и вносят вклад в переписывание истории, потому что изучать настоящую историю, анализировать, отсеивать домыслы и адаптировать получившуюся выжимку под нужный формат гораздо сложнее. Это одна из причин, почему «Тайна алой руки» так ценна. Правда, мне не верится в последнюю часть сюжета, касающуюся монолита, но в музее о нём ничего и нет, это и выглядит как художественное допущение.
Одна из шуток Nancy Drew «для своих» — незримое присутствие персонажа по имени Сонни Джун. Этот парень не раз занимал очередную не связанную с предыдущими должность сразу перед Нэнси, и на его рабочем месте всегда остаётся подобие записной книжки с заметками и рисунками. Сонни работал и в центре исследования приматов в «Кладе семи кораблей» (Ransom of Seven Ships), и в дизайнерской фирме из «Платья для первой леди» (Danger by Design), это только то, что я помню после перепрохождения 11 частей серии. «Секрет алой руки» стал дебютом этого персонажа. Его записи насколько же нелепы, насколько они полезны, в данной части серии без них пришлось бы очень туго. К тому же Сонни оставил после себя список поручений для стажёра — первый в истории серии список дел с возможностью отмечать выполненные. И не просто отмечать, а вычёркивать ручкой, такой классный штрих.
Жаль, что дневник Нэнси в этой игре не такой удобный, как в остальных: новые записи появляются не сверху, а снизу, прокрутка текста колесом мыши не работает, и добираться до конца документа приходится очень долго, а там нужна-то оказывается всего одна строчка.
Впервые я проходила эту игру, кажется, ещё в школе, и всё, что я о ней помню, — это странный трёхмерный лабиринт и тот факт, что в определённом диалоге неверный ответ грозит гейм-овером, причём вроде бы не мгновенным, а отсроченным. Из-за этого я игры сторонилась, а теперь думаю, что перепутала части и взвешивать слова нужно где-то ещё. Хотя в «Тайне алой руки» есть похожая особенность: если из предложенных вариантов ответа выбрать тот, который не понравится собеседнику, то он прервёт диалог или даже обидится, и потребуется время, чтобы с ним снова можно было поговорить. Это редкость для серии, обычно есть лишь иллюзия выбора, и ваши ответы ни на что не влияют.
Кроме того, хочу отметить настоящую детективную работу Нэнси. Бывает, что расследование в сюжете очередной игры чисто номинальное — да, вы решаете головоломки, но, если задуматься, дело распутывается само по себе, Нэнси ничего особенного не делает. Здесь же героиня действительно тащит на себе всё расследование, она столького добилась разговорами, звонками, чтением чужих дискет и дневников. Она дёргает за нужные ниточки и опережает вора древних реликвий, который не справился за несколько лет. Нэнси находит даже те концы, которые вор, казалось бы, обрубил, и это так круто, когда сам додумываешься до этих решений.
Я потеряла счёт квестам, которые прошла совершенно без подсказок, но это одна из них. И я хочу дать совет тем, кто любит или думает, что любит квесты: не пытайтесь взять каждую загадку с наскока, сначала сделайте то, что точно известно или о чём вы догадываетесь. Например, в «Тайне алой руки» с самого начала доступно с десяток занятий, а вам может захотеться открыть запертый ящик на складе, вот вобьётся вам в голову, что необходимо прямо сейчас подобрать к нему код, пусть даже для этого понадобится заглянуть в прохождение. И всё будет зря, потому что код от замка дают в самом конце. Пока вы дочитаете прохождение до этого места, вы заспойлерите себе много других интересных моментов, а код ещё и не подойдёт, потому что не работает нужный скрипт, для активации которого вам всё равно нужно проделать всё то, от чего вы отмахнулись ради этого ящика. Кто бы мне это объяснил во времена школы. Делайте, что доступно, в конце этой дорожки может найтись решение другой проблемы. И ещё одна очевидная мысль: самое классное в квестах — процесс решения головоломок, а не скорейшее завершение игры. То же с чтением книг и вышиванием.
Nancy Drew старого образца у меня в библиотеке закончились, и я, конечно, могу найти способ поиграть в оставшиеся, но, судя по определившейся тенденции, их лучше припасти напоследок, чтобы сгладить впечатление.
The Creature of Kapu Cave
«Чудище пещеры Капу» — 15-я часть, наименее признанная поклонниками серии, хотя для кого-то она является любимой.
Нэнси прилетает на Гавайи, чтобы поработать помощницей энтомолога — работа не оплачивается, зато ей бесплатно предоставляют билет до райского острова. Не успевает она взять напрокат машину, как сталкивается с братьями Харди, которых наняли разузнать о местном владельце бизнеса, возможно, замешанном в тёмных делишках. Когда же Нэнси приезжает к лагерю энтомолога, он оказывается почти разрушен.
В этой игре управление по очереди переходит от Нэнси к братьям Харди, стоит только воспользоваться телефоном. При этом у братьев Харди один мобильный на двоих, и две игры назад они выглядели гораздо лучше. Внешний вид острова тоже не впечатляет.
Сразу бросается в глаза, а точнее в уши, необычайно усталый голос главной героини. То ли актриса озвучки во время работы болела, то ли её чем-то очень расстроили, но Нэнси звучит, как замученный жизнью взрослый, и это накладывает интересный отпечаток на восприятие происходящего.
Первым, кого встречает Нэнси, становится тот самый бизнесмен, Большой Майк. Он осуждает выбор девушки работать, а не развлекаться в «райском уголке», и не отдаёт ключ от машины, пока Нэнси не насобирает на побережье ракушек и не сделает из них ожерелье. Не думайте, что он это из добрых побуждений, у этого типа налажена продажа самодельных ожерелий и выловленной туристами рыбы, вот он и хлопочет. У туристов рыба и украшения выкупаются за валюту, которую можно потратить только в его заведении, а дальше он всё это продаёт за настоящие деньги. На внутреннюю же валюту можно купить наживку, чтобы выловить для него ещё больше рыбы, редкие ракушки, чтобы сплести редкие ожерелья, и всякие безделушки, за покупку которых вас даже сам персонаж вслух осудит. Также можно купить так называемый строганый лёд — десерт изо льда с различными сиропами, — но и его придётся больше скормить Майку, чем съесть самому.
Описанная система породила небольшой гринд: чтобы позволить себе купить водолазное снаряжение и прокормить Майка освежающими десертами, придётся много рыбачить, собирать ракушки и мастерить ожерелья. Я с охотой потратила на это где-то час и хочу отметить, что в Стиме подобные примитивные игры с постепенной прокачкой даже продаются отдельно, а не как часть полноценного квеста.
Но вернёмся к персонажам. В игре их представлено ещё три, один неприятнее другого. Особенно раздражает доктор Куигли Ким — тот самый энтомолог. Молодая женщина с гнусавым голосом и необъятным ЧСВ, она без смущения хвастается тем, что у неё появилась бесплатная рабочая сила в виде Нэнси, много болтает, постоянно отвлекаясь на другие темы, сваливает всю работу на помощницу и при этом считает, что это она помогает Нэнси. Когда девушка прилетает на остров, Куигли занимается исследованием внезапно расплодившихся личинок определённых жуков. Новость о разрушении лагеря ничуть её не беспокоит, она просто говорит Нэнси заново сделать всю работу, плоды которой уничтожены.
Головоломка с анализом жучиных образцов занимает добрую половину игры. В русскоязычном интернете слово «frass» переводят и как «корм», и как «личинки», но это продукты жизнедеятельности насекомых. Нэнси должна выбирать их под микроскопом из вороха мушиных голов и стрекозиных крыльев, взвешивать, записывать количество попавшихся в образцах семян и так далее. Насколько я помню, шуток в игре на эту тему нет, мы все тут взрослые люди и относимся к этому как учёные. Или у замученной жизнью Нэнси не хватает сил шутить по этому поводу. Кроме того, нужно по внешнему виду определять растения, возле которых были взяты образцы. Мне эта головоломка очень понравилась, вот бы в настоящих работах всё было так чётко, определённо и требовало лишь внимательности. За быстрое и правильное выполнение этого задания игра в конце даже выдала мне соответствующий титул (раньше вместо внутриигровых ачивок были титулы).
Помимо этого загадок в игре практически нет, а те, что есть, по большей части настолько простые, то вы их не почувствуете. Например, починить солнечную панель можно простым перебором: когда вы помещаете деталь в нужное место, загорается зелёный огонёк. Сбор правильных семян в центре изучения растений — вообще смех, там только два варианта, и их даже при желании не спутать. Последняя головоломка в игре — рандомная и сообразительность вашу также не проверяет. После этой части у меня осталось ощущение, будто я играла в искалку.
В домике Большого Майка стоит информационный автомат, конечно же, платный, в котором можно почитать о гавайских традициях, религии, культуре и растениях. По привычке я выписывала себе на листок ключевые моменты, но почти ничего из этого не пригодилось. Как здорово вплели в геймплей обучение в «Тайне алой руки» — и как лениво обошлись с ним здесь, просто свалили все сведения в одну ненужную кучу.
Братья Харди якобы что-то расследуют, но вся их детективная деятельность сводится к тому, чтобы поднять с пола чек. Так неинтересно раскрывать дело мне ещё не было. Да и распутывать было особо нечего: всю ключевую информацию от вас скрывают вплоть до финальных титров, когда и предысторию рассказывают, и мотив объясняют… Харди знали всё это с самого начала, но не посвятили ни Нэнси, ни игрока?
Можно сказать, игра мне не понравилась, и это очень неожиданно, ведь после стольких замечательных игр серия располагает моим полным доверием. Кажется, это единственная часть серии, где можно поменять внешний вид интерфейса, но этим делу не поможешь. Я перечислила далеко не все минусы, и теперь мне понятно, почему эту игру не особо любят.
_____________________
Стим подсчитал, сколько времени я потратила на каждую игру.
Ghost Dogs of Moon Lake — 4,2 ч.
The Haunted Carousel — 4,9 ч.
Danger on Deception Island — 6,4 ч.
Trail of the Twister — 7,1 ч.
Secret of the Scarlet Hand — 7,9 ч.
The Creature of Kapu Cave — 5,2 ч.
Хотя в это время включены моменты, когда я куда-нибудь отходила, а игра оставалась запущена, в целом по соотношению игровых пробегов можно судить о сложности или продолжительности игр. В последней был долгий гринд с рыбалкой и поиском ракушек, без этого она была бы самой короткой. «Псы-призраки Лунного озера» довольно простая, а «Тайна алой руки» — определённо самая информационно насыщенная и сложная. В «По следу торнадо» больше всего головоломок, плюс время отъедали поездки на машине.
Мне ещё не попалась ни одна часть, которой я не проходила ранее, пусть я об этом и вспоминаю непосредственно во время перепрохождения, когда встречаю знакомую головоломку. Но я играла не во все 33 части, это точно. Мне кажется, после 25-й я потеряла к ним интерес, а они продолжали выходить, так что новые впечатления обеспечены. 33-ю часть я начинала, но сознательно бросила, она просто ужасная. Боюсь, после этого провала больше игр о Нэнси Дрю не будет.
Нужно сделать перерыв, а потом мне хочется проверить объективность отзывов на остальные игры. Например, «Клад семи кораблей» не любит практически никто, а для меня она стала одной из лучших. Думаю, всё дело в нападках BLM, люди боятся идти против и поддакивают, что игра плохая, издателю даже пришлось убрать её из продажи. Интересно, о чём ещё они врут и в чём ошибаются.