Найти в Дзене

Школа, из которой не хочется уходить

№ 46 от 04.07.2023 г. стр. 7

Следуя мыслями за великим русским поэтом Маяковским, можно сказать так: школ, как и поэтов, должно быть много - хороших и разных. И их действительно много. Каждая хороша по-своему. Одна - настоящий
храм науки, где интересно учиться будущим учёным и исследователям. Другая - по-домашнему уютная, тёплая - старается развивать разно-образные таланты и дарования своих учеников. Третья - с порога встречает и очаровывает душу красотой народного творчества и богатством национальных культур твоей огромной страны. Но тем не менее среди всего этого многообразия особое место занимают школы, откуда не хочется уходить.

СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа № 31 - самая большая в нашем округе. Здесь учится 815 учеников, работает 44 педагога. Только представьте себе - 44 педагога знают особый секрет своей профессии, который помогает им сделать так, чтобы дети, вырастая и взрослея, не хотели покидать школьные стены. Разумеется, не все. Разумеется, не всегда. Взрослая жизнь каждому из них диктует свои правила и законы, зовёт вперёд, к профессиональному и личностному развитию. Но статистика
- вещь упрямая. Против цифры, как говорится, не попрёшь. А цифры таковы: из 44-х педагогов, работающих сегодня в этой школе, 16 - её же выпускники, а это 36% педагогического коллектива. Давайте познакомимся с ними поближе. Может быть, тогда и получится разгадать секрет?

Большая часть жизни Натальи Викторовны Камышановой связана со школой № 31. 1 сентября 1987 года она переступила её порог уже в качестве учителя. Началась длинная дорога, по которой она
идёт уже 36 лет, ни разу не свернув с пути. Перефразируем известную поговорку: где училась, там и пригодилась. Наталья Викторовна - человек дела и большой профессиональной отдачи. В её копилочке и высокобалльники, и медалисты, и победители, и призёры. Да и сама не раз
одерживала громкие победы, потому что она по духу своему - лидер, за которым хочется идти.

Светлану Геннадьевну Устюжанину сегодня называют мэтром педаго-гического труда, а когда-то она, как и десятки других мальчишек и девчонок, бегала в родную школу на уроки. Подолгу задерживалась в кабинете любимой химии, наверное, уже тогда мечтала, как сама
станет в нём хозяйкой и будет завораживать своих учеников рассказами о химических реакциях и высокомолекулярных соединениях. И всё сбылось! Потому что знает предмет, любит учеников, а потому и получила в наследство право на тот самый секрет.


Знает его и Людмила Сергеевна Мансырева. В отличие от своих коллег, она
свою школу и не покидала: окончила её в 1993 году да так и осталась работать сначала лаборантом, а потом, заочно окончив Кемеровский университет, учителем математики. И вот ведь наследственность какая у них там, в 31-ой школе, - и особый климат у неё на уроках, и атмосфера доверия, искренности и симпатии во взаимоотношениях учителя и
ученика. Все знают, что уроки Людмилы Сергеевны - это наглядный пример для подражания, так как она умеет правильно формулировать задачи и проблемы урока, направлять рассуждения ребят в нужное русло, применять инновационные формы проведения урока, использовать
опыт учителей-новаторов. Это опытный наставник, друг и товарищ для учеников и коллег.

Осталась в родной школе и Евгения Олеговна Новикова. Да и как уйдёшь от такого наставника, как Наталья Викторовна Жигулина, её первая учительница? От добра добра не ищут. Её стремление продумывать всё до мелочей, эрудиция, ителлигентность, безграничная любовь к своим малышам, умение зажечь и увлечь их интересным делом - всё то же
наследство от наставника, попавшее на благодатную почву неравнодушного сердца Евгении Олеговны. Может, в том и секрет? В неравнодушии?

Наверное, он же вернул на малую родину и Ирину Васильевну Нечаеву.
Ирина Васильевна работает учителем сравнительно недавно, но уже зарекомендовала себя как грамотный, серьёзный специалист, уважаемый учениками и коллегами, которые совсем недавно были её наставниками. Выпускники Ирины Васильевны хорошо сдают экзамены и поступают в престижные учебные заведения страны. Вместе с ребятами, у которых
она является классным руководителем, активно участвует в творческой жизни школы, в агитбригадах, ходит в кино и на концерты. «Любому учителю необходимо идти в ногу со временем, искать возможности для профессионального роста и личностного развития», - так считает Ирина Васильевна.

Когда-то давно, после школы, попробовала Маргарита Владимировна Мамочкина стать бухгалтером, даже КузГТУ окончила, да вот как-то не задалось. Внутренний голос так и нашёптывал: не твоё, возвращайся, пока не поздно, родная школа ждёт тебя - не дождётся, ты нужна ей. И она прислушалась, вернулась, вновь переступила порог родной школы, но уже в качестве педагога и наставника. И ни разу с тех пор об этом не пожалела.
Маргарита Владимировна принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе преподавательский опыт, большой объём знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Цель педагога - находить общий язык с каждым учеником, не подавляя в детях инициативу. Маргарита Владимировна умеет найти и сохранить тонкую грань взаимопонимания, при котором дети видят в учителе друга. Не иначе, тоже знает тот секрет. От того и душа её поёт, вдохновляет на сочинение стихов и песен.


Не мыслит без родной школы свою жизнь и Наталья Михайловна Андрюхова, всю жизнь пребывая в счастливом убеждении, что учитель начальных классов - самая удивительная, уникальная и почётная
профессия. Потому что он умеет всё! Это самый творческий человек, настоящий волшебник. Были, конечно, ошибки и трудности, но за 20 лет своей работы она ни разу не пожалела о выборе профессии. Да и
как можно пожалеть, когда для своих ребят она вторая мама и высший авторитет. Школа - это жизнь, второй дом, желание «расти» и двигаться только вперёд. Каждый учитель начальной школы возлагает на себя огромную ответственность: помочь маленькому ребёнку построить фундамент для обучения, роста и развития. Крепость фундамента - это залог успешности ребёнка в жизни как творческой личности, яркой
индивидуальности. Только так, считает Наталья Михайловна, и никак иначе.
Может, в этих её постулатах тоже просматривается краешек их удивительного секрета? Кто знает…

Преодоление сложностей и трудностей первых шагов в профессии не остановило Оксану Михайловну Шестопалову. Окончив педагогическое училище, она уже через два года вернулась в свою 31-ую молодым, энергичным, творческим учителем. И сразу влюбилась в работу, в учеников. И до сих пор, не считаясь с личным временем, отдаёт все свои знания, умения, силы и талант воспитанию детей. В свободное от уроков время организует работу по патриотическому воспитанию, проводя памятные мероприятия, акции, встречи. Опытный учитель, настоящий
профессионал, мудрый, талантливый педагог, учитель по призванию, до глубины души преданный своему делу.


Судьбы хороших учителей похожи. Да и как тут найти отличия: окончили школу, получили образование, вернулись и стали настоящими, надёжными педагогами и наставниками. Вот только у каждого из них - своё неповторимое лицо, свой, не похожий на других, стиль работы, своя
профессиональная дорога. Как у Елены Владимировны Сучковой. Точно сформулированные задачи урока, вовремя направленные в нужное русло рассуждения ребят, оптимальное сочетание инновационных технологий и классических методик, при этом выразительный взгляд, деловой стиль
общения, безупречный внешний вид и образцовая учительская речь. Поэтому, наверное, и результаты хороши, и рейтинг высок, и желание работать глубоко и всеобъемлюще. Она-то уж точно владеет их школьным секретом в совершенстве.

Среди выпускников Ирины Викторовны Мелехиной кого только нет: врачи,
военные, продавцы, учителя. За многолетнюю педагогическую деятель-ность она выпустила не одно поколение добрых, талантливых учеников. Потому что и сама она - воплощение доброты, отзывчивости и
душевной красоты. Обобщает ценнейший опыт коллег и свой собственный, изучает новейшие достижения педагогической науки, всегда идёт в ногу с быстро меняющимся временем. Настоящий историк.

У потомственного учителя Снежаны Викторовны Двалетиковой с 25-летним
стажем в трудовой книжке только одна запись: «Принята учителем математики в школу № 31». Верность родному коллективу, преданность профессии у неё в крови в буквальном смысле. Наверное, на таких людях держится не только школа, но и вся страна. Всё, что нужно, чтобы до-биваться своих человеческих и профессиональных целей, у Снежаны Викторовны есть: любовь к детям, своей профессии, честность, принципиальность, готовность всегда прийти на помощь. Ну и настав-
ники настоящие всю жизнь рядом. Вот бы нынешним молодым поучиться этому постоянству.

А они и учатся! По крайней мере, те, кто учился в школе № 31. Мариэтта Иссаевна Барахоева окончила её в 2016 году. Выросла она в многодетной семье, наверное, любовь к младшеньким и помогла определиться с профессией. Да и начинать профессиональную деятельность в стенах
родной школы было не так боязно, потому что пришла работать в команду настоящих профессионалов, которые любят детей, любят школу, любят свою работу… Несмотря на юный возраст и небольшой опыт, считает, что если отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый ребёнок - личность индивидуальная, неповторимая, - тогда всё и получится. Это и есть основные составляющие настоящего учителя.

Продолжает семейную учительскую династию Кашко-Вьюговских и Юлия
Викторовна Загородняя. Из поколения в поколение члены её семьи, как эстафету, передают гордое знамя учительской профессии. Они преподавали и преподают разные предметы, но их объединяют профессионализм, стремление к творчеству и желание отдавать сердце детям. Юлия Викторовна воспитывает в учащихся стремление к самостоятельности, формирует активную жизненную позицию, развивает чувство любви к родине. Для детей она друг и наставник. Как обладатель секрета школы № 31, считает, что другого и не дано.

Выпускница 1992 года Галина Николаевна Бочкарёва, как социальный педагог, в любой ситуации сохраняет олимпийское спокойствие, и потому всегда принимает абсолютно правильные решения. Её, не побоюсь этого слова, миссия - спасать и исправлять, наставляя на путь истинный не только детей, а зачастую и их родителей. Буквально каждый шаг фиксируя доку-
ментально, она стала настоящим профи в составлении всевозможных видов отчётов. Выдача льготных проездных, посещение приёмных семей, составление характеристик и заполнение табелей успеваемости, своевременное внесение данных различных мониторингов и обследований, а ещё задушевные беседы и мероприятия - всё это тоже она, Галина Николаевна. Социальный педагог, насмерть стоящий на страже
интересов ребёнка.

Только начинает свой путь выпускница 31-ой школы, психолог Асия Ринадовна Вахрина, но уже зарекомендовала себя грамотным специалистом. Тактична и ответственна, умеет слушать и сопереживать. Направлений работы - всего и не перечислишь: консультации и беседы с
детьми и с родителями, диагностика, мониторинг, индивидуальные и групповые занятия, тренинги, работа с одарёнными школьниками, профориентация. Задумок, идей и планов у Асии Ринадовны - на пятерых, желания работать - на десятерых, энергии - человек на двадцать точно хва-
тит. Так что всё в 31-ой школе в смысле психологического климата будет хорошо. Она ведь тоже здесь училась, и все секреты ей хорошо знакомы.
Обладание главными секретами профессии, которыми, безусловно, владеют педагоги этой школы, только укрепило учителя рисования Светлану Александровну Лепустину в убеждении, что общение с искусством просто необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. С ней не поспоришь, потому что за 25 лет работы в родной школе она ни разу не усомнилась в выборе профессии.

Вот такие они, бывшие ученики, а ныне учителя средней обще-образовательной школы № 31 п. Краснобродского. Они все разные, как и положено быть учителям и поэтам. Но есть между ними легко уловимое детским глазом объединяющее начало. И никакого секрета в нём нет.
Потому что учительское сердце, наполненное любовью и искренностью, дети чувствуют сразу. Потому и не хотят прощаться. А некоторые остаются в школе навсегда.

М.В. ТРУСЕВИЧ, методист Управления образования,
И.С. ВОЙЛОШНИКОВА, заведующая библиотекой СОШ № 31.