В этом тексте я раскрою смысл непростого термина самскара, покажу его значение в буддийской доктрине и психологии, а также обрисую эмоциональный идел буддиста.
Принято считать, что в буддистском лексиконе ни на языке пали, ни на санскрите нет слова, являющегося прямым аналогом нашему слову "эмоция". Однако буддийская доктрина уделяет весьма много внимания эмоциям и чувственному психическому опыту. Более того, я берусь утверждать, что и соответствующее слово в буддийском словаре есть и оно хорошо известно.
Сначала дадим определение эмоциям. При том, что в современной западной психологии нет какого-то одного стандартного объяснения эмоций, в целом все объяснения сходятся в том, что эмоции — это мотиваторы наших действий, при этом они прочно связаны с нашими когнитивными способностями. Эмоции принято делить на позитивные и негативные. И те, и другие служат хорошим “закрепителем” для познания и памяти. Как пишет в своём тексте на сайте общины сото-дзэн в Беркли, Калифорния наставник Кинрей Басис:
An alcoholic may know for many years that his drinking is very harmful but he will not stop unless the harmful effects are deeply felt and taken to heart. Buddhist training is full of simple and profound teaching on what is good to do, yet our ability to change our behavior will generally not come out of just our minds hearing and agreeing with the teaching. The real change will come when the teaching is felt in the depths of our heart. A heartfelt desire to change will motivate us to choose what we both understand and deeply feel are the right actions.
“Алкоголик может в течение многих лет знать, что его пьянство губительно, но пока не случится чего-то такого, что сильно и глубоко затронет его чувства, он не прекратит пить. Буддийское учение полно простых и глубоких истин о том, что такое хорошо, однако наш способность измениться обычно не появляется после того, как мы услышали и согласились с этим учением. Настоящее изменение происходит, когда учение проникает глубоко в сердце. Искреннее желание измениться возникает и мотивирует нас поступать правильно, когда мы одновременно и понимаем, и чувствуем, что это правильно”.
Итак, эмоции — это ментальные факторы, которые не только подкрепляют, но и мотивируют нашу деятельность. При этом, как отмечает ещё ряд исследователей (например, ланкийский автор Padmasiri De Silva со ссылкой на Ledoux и Goleman), проявление этого влияния зачастую происходит бессознательно или на уровне до сознательной обработки и осознаётся лишь уже по факту воздействия.
Подчеркнём бессознательный характер эмоций — это важный момент в моём рассуждении. Важен он потому, что бессознательное содержание психики не только как бы “отделено” от сознательного, но и пребывает в разделе “незнаемого”. Именно в силу этого люди, не понимающие своих бессознательных тенденций и мотиваций, не без оснований называются невежественными людьми.
Невежество есть причина всех бед человеческих. Именно так можно понимать базовое положение буддийской теории причинного возникновения (патичча-самуппада), которое гласит: avijja paccaya sankhara. Так описывается первое звено двенадцатизвенной цепи причинного возникновения “всей это груды бед и печалей”, как это названо в палийских текстах, то есть всей этой сансары — безначальной череды циклов жизней. Тут надо понимать, что ничего радостного в этом повторении жизней буддисты не видят. Это как очень длинный “день сурка”, в котором ты совершаешь самые разные поступки, даже убиваешь других или пытаешься убить себя, но всё равно вновь и вновь просыпаешься в той же гостиничной комнате и тебя ждёт всё то же самое...
Слово sankhara (санкхара) очень важно. Его значение довольно расплывчато, поскольку это индийское словечко очень древнее и за тысячелетия использования накопило на себе много слоёв смысла. В самом простом изводе оно означает “отпечаток”. Однако это не просто след чего-то на чём-то, а то, что является результатом какого-то воздействия и в то же время само может воздействовать на что-то другое.
Робомозг AI-4, аккумулируя данные из разных словарей, определяет самскару (пали: санкхара) так:
According to various schools of Indian philosophy, samskaras are the subtle mental impressions left by all thoughts, intentions and actions that an individual has ever experienced. They can be considered as psychological or emotional imprints that contribute to the formation of behavioral patterns. Samskaras are below the level of normal consciousness and are said to be the root of all impulses, character traits and innate dispositions.
Согласно различным школам индийской философии, самскары — это ментальные отпечатки, оставленные прошлыми мыслями, желаниями и действиями индивида, всеми прошлыми переживаниями. Их можно рассматривать как психические или эмоциональные отметины, которые влияют на формирование паттернов поведения. Самскары находятся ниже уровня обычного сознания и считаются корнем бессознательных импульсов, черт характера или внутренних склонностей.
Собственно буддийские словари объясняют это примерно так же, однако дают более чёткое, повторяющееся двусложное определение mental formation. При этом в буддийском дискурсе по умолчанию принято говорить о самскарах в множественном числе, поскольку формула теории причинности именно такова, в ней говорится о санкхарах, которые возникают по причине невежества (авидья, пали: авиджа).
Само собой, нужно понимать, что под возникновением понимается активация, а вовсе не “возникновение из ниоткуда”. Буддийское представление органически соединено с общеиндийским йогическим представлением, которое в широко-известной Йогапедии объясняет природу самскар так:
When a vritti, or thought wave, arises in the mind, and then has left the conscious mind, sinks down into the subconscious or unconscious mind, it remains there in the form of a samskara.
Вритти, то есть волна мысли, поднимается на поверхности ума и затем опускается вглубь, в подсознание или бессознательную сферу, где пребывает в форме самскары.
As such, samskaras also serve as memory stores that hold all past experiences in perfect detail. When memories are recalled, samskaras come back to the level of the conscious mind in waves of recollection. Each time a samskara is recalled and repeated, the groove gets deeper and the impression gets stronger, ultimately leading to the formation of habits.
Самскары, таким образом, служат как бы ячейками накопителя памяти, сохраняющими прошлые переживания, и активирующиеся при соответствующем запросе из активного сознания. И каждый раз, когда самскара активируется, узор её отпечатка становится чётче, сильнее, что ведёт к формированию устойчивой привычки, автоматизма реакции. Те, кто знаком с исследованиями нейробиологов и психологов, без труда увидят прямую параллель в приведённом объяснении.
Собственно, это как раз то, о чём я сказал выше: самскара — это то, что является следствием воздействия и в то же время само оказывает воздействие. Это и означает mental formation - ментальная формация. Очень неуклюжее выражение в русском варианте. Я предлагаю заменить его на более удобоваримый: психический фактор. Так гораздо нормальнее и точнее.
См: factor ( от латинского «делающий, производящий») — причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.
Итак, подведём предварительный итог: самскарами называются бессознательные психические факторы, сформированные прошлым опытом и оказывающие формирующее воздействие на паттерны актуального поведения.
Что же мы узнаём в этом определении? Я вижу совершенно отчётливо — это ни что иное как эмоции. Именно они находятся в таинственной сфере бессознательного, активируются при соответствующих стимулах и формируют наше поведение. Во всяком случае, те, кто невежественен относительно устройства психики, не просвещён, не обучен этому и не наделён проницательностью, чтобы самостоятельно обратить внимание на то, как эмоции влияют на поведение, оказываются полностью во власти эмоций. Действуя под влиянием эмоций, они совершают самые разные ошибки, от мелких до очень серьёзных, и затем вынуждены пожинать горькие плоды своих действий.
Деятельность под воздействием эмоций называется эмоционированием. Бессознательное эмоционирование и есть то глупое поведение, которое Будда называл недостойным благородного человека (pamada - омрачённое, полуживотное и просто глупое поведение невежественных людей). Таким образом формула “авиджа паччая санкхара” в осмысленном и в то же время практически буквальном переводе означает “невежество служит причиной бессознательного эмоционирования”, а это порождает и бессознательное, глупое поведение, и всевозможные ошибки, из-за которых потом становится плохо, и вообще всю кучу горестей и боли, подобную дурному сну, от которого ты никак не можешь проснуться...
Но буддизм не был бы буддизмом, если бы не предлагал выхода. Этим выходом является спасительный духовный путь, на котором всё начинается с развития внимания к своим ментальным факторам и в первую очередь к эмоциям как базовым формирователям нашего поведения. В этом плане буддизм — это целая наука, со своей теоретической базой, методологией и хрестоматией.
Цель спасительного духовного пути - Освобождение Ума от страданий. Это освобождение достижимо, причём достижимо в течение этой жизни. Одним из инструментов в достижении этой цели является самовоспитание путём развития контроля над эмоциями.
Есть весьма распространённое мнение, что буддизм — это про то, как отключить в себе вообще всякие чувства, превратиться в бесчувственного, целиком рационального андроида, который не чувствует боли. Это чрезвычайно ошибочное мнение. Чрезвычайность его ошибочности состоит в том, что оно вроде бы метит в цель, но уходит далеко мимо.
Вне всяких сомнений, буддизм, как и все другие древние философии, ставит рациональный ум превыше эмоций. Быть истинным последователем Будды означает быть разумным, рациональным человеком, не терпящим слияния с толпой, сохраняющим ясность разума и душевное равновесие даже в самые тяжёлые времена. Это трудно, но это возможно. Во всяком случае, к этому нужно стремиться, так как это полезно как для тебя, так и для других.
Но при этом идеал буддиста вовсе не исключает эмоций. Канонический образ идеального буддиста — это благородная личность, обладающая четырьмя безмерными качествами:
Метта - безусловная дружественность и милосердие
Кáруна - эмпатия, деятельное сострадание
Мýдита - симпатия, способность искренне радоваться радости другого человека
Упеккха - душевная уравновешенность и беспристрастность
Три из этих четырёх качеств можно охарактеризовать как “внешняя эмоциональная сфера”. То есть это эмоции, опосредованные взаимодействием с другими живыми существами, людьми и не людьми. Лишь одно качество “внутреннего” порядка, которое подразумевает полное отстранение эмоций от руководящих ролей.
Упеккха, то есть душевная уравновешенность, внутренний покой, считается главной отличительной чертой благородной личности. Однако как она может быть заметна внешне? Я полагаю, она проявляется именно в том, что поведение человека характеризуется как рациональное, а не иррациональное, то есть ведомое эмоциями и всякими заблуждениями, производимыми умом под руководством эмоций.
Есть одно русское слово, которое, с моей точки зрения, точно передаёт смысл понятия “упеккха”. Это самообладание. Именно это качество наглядно выражено в самом известном символе буддизма, фигуре Будды, сидящего в медитативной позе. Она исполнена внутреннего покоя. Это самообладание в выраженной форме. В буддийском понимании именно внутренний покой — главный атрибут свободы, её основной признак. Как говорится в Дхаммападе, тот истинно свободен, кто владеет собой.
Понравился текст? Подпишись на мой канал.