Найти тему
10,1K подписчиков

Белая лаванда и белый лавандин

698 прочитали

О том, что я страстная поклонница лаванды, я частенько повторяю. И с таким отношением к лаванде вполне закономерно, вдобавок к имеющейся сиреневой лаванде, желать белую и розовую. ОСОБЕННО, когда у тебя есть отдельно белый, и отдельно розовый цветники.

Как-то сказала об этом своей подруге, работающей в бот. саду. Она в ответ: "Не приживается у нас белая и розовая лаванда. Мои клиенты пробовали - пропадает".

Сначала я решила ей поверить и довериться их опыту. Но прошло время, я в очередной раз увидела на рынке белую лаванду - и .. КУПИЛА. Всегда ведь думаешь, что у тебя получится лучше, чем у других.

О том, что я страстная поклонница лаванды, я частенько повторяю. И с таким отношением к лаванде вполне закономерно, вдобавок к имеющейся сиреневой лаванде, желать белую и розовую.

Однако, она едва ли протянула 3 недели, и - зачахла - безнадежно и бесповоротно. (Как и французская лаванда, очень красивого черничного цвета с розовыми ушками). Июнь, жара - далеко не самое благоприятное время для посадки изнеженных в тепличных условиях растений, выращенных на стимуляторах и в торфяном субстрате. Поэтому, хоть моя лаванда и продавалась с ЗКС, но этот ТОРФЯНОЙ СУБСТРАТ... Почти всегда все портит! Других причин, почему погибают такие растения, я не вижу. (О проблеме торфяного грунта я рассказывала ТУТ.)

О том, что я страстная поклонница лаванды, я частенько повторяю. И с таким отношением к лаванде вполне закономерно, вдобавок к имеющейся сиреневой лаванде, желать белую и розовую.-2

Думаете, я на этом успокоилась?

Нет, конечно! Помогла мне в этом розовая лаванда. Увидела однажды на рынке, среди гор овощей и всякой зелени маленькие букетики розовой лаванды. Спрашиваю у продавца: "А кустики с корнем не продаете?". Он отвечает: "Это дочка выращивает. Сейчас она ее пока только размножает. Может быть, на следующий год..."

Попросила номер телефона. На следующий год созвонилась с хозяйкой, выяснила, что она выращивает ее уже 3-й год, прямо в ОГ, - так же, как и синюю, без лишних заморочек. И что она готова продать мне 3 кустика. Осенью мы с ней встретились, и я купила у нее 3 очень приличных куста, выкопанных с грядки, с хорошим комом нормальной садовой земли безо всякого торфа.

Казалось, эти кусты розовой лаванды даже не заметили пересадки. Они отлично прижились, весной живенько тронулись в рост, но я, наученная горьким опытом, для страховки нарезала черенков и отправила их в череночник. Примерно из 6 прижились 3, заметно подросли и в этом же сезоне зацвели. Так я убедилась, что розовая лаванда и в наших условиях вполне жизнеспособна. Мою розовую лаванду можно посмотреть здесь:

Той же осенью, когда я купила розовую лаванду, попалась мне на рынке у другого продавца и белая лаванда. Только необычная какая-то - крупная, раскидистый куст с очень крупным колосом на высоком цветоносе. Я у нее всегда много всякого покупаю: эта женщщина сама выращивает растения, размножая их на собственном огороде, в естественных условиях. Поэтому купила в этот раз у нее белую лаванду без раздумий. Спрашиваю: "Это точно лаванда? Очень уж на лавандин смахивает". "Лаванда, лаванда!", - отвечает она. На том и расстались.

О том, что я страстная поклонница лаванды, я частенько повторяю. И с таким отношением к лаванде вполне закономерно, вдобавок к имеющейся сиреневой лаванде, желать белую и розовую.-3

Дома, при посадке, я, однако, обнаружила на корнях остатки торфа. Впервые столкнулась с таким у этой продавщицы! Но так как была осень - летняя жара осталась позади, поэтому большого риска для приживаемости я не увидела. Всю осень, и почти всю зиму моя белая лаванда стояла бодренькая, как огурчик.

Белая лаванда осенью.
Белая лаванда осенью.

Но с приближением весны листья по всей длине стеблей, за исключением макушек, стали засыхать. И ни одной новой, живой почки, которые, как водится, пробиваются от корня и у основания стволика. Весной, в то время, как синяя и розовая лаванда активно тронулись в рост, моя белая лаванда была ни жива, ни мертва. Часть веточек усохла вместе с листвой, и поначалу пышный кустик стал совершенно прозрачным и почти невидимым.

Конец мая. Белая лаванда растет правее ковыля, но на таком расстоянии ее даже не видно.
Конец мая. Белая лаванда растет правее ковыля, но на таком расстоянии ее даже не видно.

Я на 90% была убеждена, что она пропадет, и нехотя, начала с ней прощаться. Чтобы подстраховаться, срезала три крохотных череночка - под стать моей надежде - и там же воткнула их в землю, прямо под материнским кустом. А тем временем все звоню хозяйке, спрашиваю на рынке при встрече, может ли она продать мне еще пару кустиков - очень уж я боялась остаться без белой лаванды. А она мне каждый раз:"Она еще не проснулась". Позже:" Она такая слабенькая, такая болезненная - когда придет в себя, тогда продам". Я поняла, что не только у меня проблема с белой лавандой.

Весна близилась к своему завершению - и лишь тогда мой кустик дал знать, что он намерен жить. Да еще 2 из 3-х черенков укоренились! Я перестала дергать продавщицу, как однажды, во время моего очередного променада по Зеленому рынку, она мне сама говорит: "Вы настолько сильно хотите белую лаванду? Она у меня все еще никакая, очень слабенькая, и с ней надо повозиться, чтобы выходить. Я не могу такую продавать. Но если хотите - я вам ее подарю". Видимо, те маточники, которые она приобрела для размножения, тоже оказались слабенькими, да еще в торфяном субстрате, - вот у нее и не пошло с ними дело.

Конечно же, я согласилась! Мы договорились, когда я смогу приехать, и в следующую встречу у меня появился второй кустик белой лаванды - чахленький, дохленький, - как меня и предупреждала хозяйка.

Это была уже совсем другая лаванда, не похожая на ту, что я купила у нее осенью, а похожая на мою самую первую, пропавшую, белую лаванду. Маленький, очень компактный сорт, с маленькими колосками на коротких цветоносах. После пересадки вид у этого кустика стал еще более жалким: часть немногочисленных веточек засохла, уцелел один-единственный стебель. (На фото - спустя более месяца после посадки).

О том, что я страстная поклонница лаванды, я частенько повторяю. И с таким отношением к лаванде вполне закономерно, вдобавок к имеющейся сиреневой лаванде, желать белую и розовую.-6

Но он жив! У основания пока не видно новых почек, поэтому я пришпилила его к земле для укоренения в области зеленой части, чтобы получить красивый, аккуратный кустик. Резать на черенок не хочу: он всего один, а риск потерять его в разгар летней жары довольно велик. Отводка надежнее.

О том, что я страстная поклонница лаванды, я частенько повторяю. И с таким отношением к лаванде вполне закономерно, вдобавок к имеющейся сиреневой лаванде, желать белую и розовую.-7

А если от корня выбьют новые почки - тогда у меня получится два кустика!

Какой вывод из этой истории я могу сделать? Что проблема не в самой белой или розовой лаванде, а в посадочном материале, выращенном в искусственных условиях и не прошедшем процесс адаптации. Мои экземпляры этот путь уже прошли (последний кустик еще под вопросом, он еще на карантине, но я почти не сомневаюсь, что и с ним дело увенчается успехом), а с их отпрысками, выращенными в местном садовом грунте, и подавно проблем быть не должно. Расскажу об этом и своей подруге из бот. сада и поделюсь с нею собственноручно выращенной белой и розовой лавандой. Тогда она больше не скажет: "У нас она не выживает".

Мой совет тем, кто может столкнуться с похожей ситуацией: купив новый сорт лаванды, сразу же начеренкуйте ее. Хорошо, если материнское растение приживется без проблем: у вас просто будет больше посадочного материала. А если вдруг оно погибнет, - ситуацию спасут укоренившиеся черенки.

Кстати,- насчет той белой лаванды, что я купила осенью, и которая у меня сейчас цветет. Все-таки, это лавандин, а не лаванда! Хотя они и родственники, и внешне очень похоже, но и разница между ними очевидна. У лавандина очень характерная форма куста в цветущем состоянии; цветоносы у него длиннее минимум в два раза, и соцветия отличаются от лавандовых. Кто своими глазами видел их оба, особенно взрослый лавандин, имеющий просто огромные размеры, - того уже не введешь в заблуждение. Подробно о лавандине я рассказывала здесь:

Любопытный факт: когда я попыталась найти информацию о белом лавандине в интернете, поиск не выдал мне ни одного удовлетворительного результата - только белая лаванда. Похоже, белый лавандин - почти такой же мифический персонаж, как белый единорог. Мир не знает о его существовании, а я являюсь его обладательницей! Это так льстит!))

И я очень довольна, что у меня так сложилось: и белая лаванда, и белый лавандин. Они очень разные по внешнему виду, и, думаю, совершенно не взаимозаменяемы. Лаванда маленькая, скромная - такой, чтобы быть заметной нужно целый бордюр. А лавандин - очень эффектен даже в одиночку, и великолепен, как настоящий аристократ. И форма соцветий у него, приглядитесь, - напоминает миниатюрную версию рога волшебного единорога!

Белый лавандин
Белый лавандин