Большая удача для кинематографа, что в восьмидесятых вышло целых три фильма про Индиану Джонса. И огромная неприятность, что в девяностых не случилось ни одного. В те годы Харрисон Форд был на пике своей формы.
В лучших фильмах, первом и третьем, археолог сражался с солдатами Третьего Рейха, и по хронологии в серии должна была начаться Вторая Мировая. Но Спилберг, после «Списка Шиндлера», не желал снимать «легкое кино» про нацистов. И отдавать серию в чужие руки тоже не хотел.
В итоге, на дворе 23-й год, пятый фильм таки передали другому режиссеру… И он про самых настоящих нацистов из Третьего Рейха – недобитках и их приспешниках.
Старый Джонс лучше новых Крофт
Начало – шедевр. Это словно концовка того самого неснятого в девяностые фильма, про то, как доктор Джонс воевал с нацистами и пытался отбить Копье Судьбы. Харрисона Форда омолодили, и очень убедительно. Пускай темнота не позволит насладиться зрелищем по полной, но что поделать – ночь на дворе. И так меньше заметны огрехи компьютерной графики.
Сюжет с самого начала увлекает – вот Инди в окружении врагов спасает недотепу товарища-профессора (честно говоря, мне их дуэт напомнил Винни-Пуха и Пятачка, тем более момент «Стреляй, Пятачок!» будет).
Но скоро эйфория заканчивается, и вот на дворе уже 1969-й год. Американцы празднуют главное достижение десятилетия – высадку на Луну.
За ней стоит немецкий ученый, что не готов почивать на лаврах, ведь узнает о местонахождении древней реликвии, что проворонил в сороковых.
Инди тоже далеко до триумфа. Много лет спустя он живёт в каморке с шумными соседями, развелся с Мэрион Рэйвенвуд и стал тем самым скучным старым преподом, что были практически у всех, кто читает данные строки.
Родные забыли, а то и того хуже… Хотя не все – к нему на урок вламывается крестница Хеленa – дочь того самого напарника, что он спасал в ностальгическом прологе.
Честно говоря, к девушке поначалу относишься настороженно. Больно уж напрягла фраза диснеевских боссов, что прочили из нее замену Индиане Джонсу. Его уже пытались заменить Шайей ЛаБафом, и где тот теперь?
Но актриса Фиби Уоллер-Бридж располагает. Симпатичная, и главное живая, естественная. Она зовет Джонса на новые приключения, ведь он тогда помог отцу отыскать Циферблат Архимеда, а теперь она близка к разгадке и знает, где найти вторую часть.
Поначалу Док не горит желанием, но приключения закручиваются сами по себе. И вот еще недавно раздираемый артритом пенсионер, не щадя суставы, бодро скачет на лошади… В метро! Обгоняя движущиеся составы!!!
Хелена, хоть и формально не кровная родственница, но унаследовала от крестного отца талант приманивать неприятности. Другой грешок тоже имеется – страсть к деньгам, отчего по ее душу приходят марокканские бандиты. Вот ведь мерзавка какая – разбила сердце сыну местного главы мафии!
Хорошо, что связка крестный-крестница не очень пытается скопировать дуэт Харрисона Форда и Шона Коннери из «Последнего крестового похода». Хотя местами их дуэт скорее Док Браун и Марти МакФлай, ведь артефакт – это машина времени, а к «Назад в будущее» Спилберг тоже приложил руку. Вот только Хелена – своенравная, жёсткая и хитрая. Она ведёт какую-то свою игру, постоянно действуя Индиане на нервы, что оживляет сюжет.
Встреча с Саллахом (помню, его раньше звали Саллой) сделана ради встречи, но ее не назовешь ненужной. Джон Рис-Дэвис отыграл очень достойно.
Беспокойные «фрицы» не желают мириться
После блеклой госпожи Спалко в исполнении Кейт Бланшетт из четвертой части по злодеям сделаны серьезные выводы.
Нацист из NASA Воллер – тоже холодный, но более разумный. Он будто списан с очкастого майора Арнольда Тота в шляпе из первой части. Он не фанатик, а прежде всего учёный, открывающий новые горизонты и не отягощенный моральными принципами.
А вот чернокожая агент Мэйсон – такое ощущение, что ее добавили ради гипотетических будущих сиквелов. Она исчезает в первой же половине, а роль у нее – чисто злодеев сопровождать.
Роль же Антонио Бандераса, чуть ли не лучшего дайвера в мире, получилась слишком короткой для такой заявки. Но с другой стороны, свою функцию в сюжете – помочь выловить реликвию, он выполняет.
Да и команда на весь фильм к тому времени уже набралась – к парочке Инди-Хелена прибавляется арабский подросток. Честно говоря, можно было и без него. Но во второй половине его участие в сюжете резко вырастет.
К слову, юный воришка по типажу и возрасту – среднее между Коротышкой из второй части и Маттом из четвертой. Судьба последнего будет раскрыта. Не хочется спойлерить, но получилось достоверно и душещипательно. Кто-то сочтет подобные моменты натянутыми… Но это прощальный фильм в серии, про поздние годы героя, без сентиментальности, видимо, никак.
Экшен-сцены поставлены динамично, но без суматошности, с крупными деталями, типа выражения лиц, в нужных местах. Вот что значит школа Спилберга!
Погони доставляют настоящее удовольствие – по всем законам жанра и, что важнее, в лучших традициях «Индианы Джонса». Герои цепляются за машины, ныряют в узкие проходы, почти всегда на волосок от гибели. Будут и привычные для серии драки на самолете.
В сценарии полно сочных фраз. «Мы не проиграли войну. Гитлер сдал Германию» - говорит немец-реваншист.
Юмор не смешон до колик, но неплох. У Индианы Джонса в запасе осталось немало едких фирменных фразочек, в духе: «Ты немец, Воллер. Шутить – это не твое».
У злодеев нет армий в отличие от прошлых частей, так что приключение вышло более камерным.
Напоминает местами какое-то европейское шпионское кино, почему-то в голову приходит итальянское… Видать, из-за обилия винтажных машин в кадре.
Идиотизм врагов иногда поражает. Зачем-то убивают гражданских в колледже, якобы чтобы свидетелей не было (поверьте, смысла не было никакого!). А потом устраивают стрельбу на параде, где улица набита битком! (кстати, им эта ошибка дорого обошлась).
Музыка Джона Уильямса великолепна, но знакомые композиции звучат преимущественно в начале.
Упущен шанс исполнить тему Индианы Джонса, когда герои поют «па-па-па», чтобы прощупать эхо и найти полости в гробнице… Но тогда бы это сломало четвертую стену.
Концовка, в противовес началу, получилась яркой, слепящей… Раскрывать ее не хочется – но местами это не «Индиана Джонс», а какой-то «Астерикс». Очень неожиданно!
В итоге, кино получилось не без шероховатостей, некоторые моменты кажутся чересчур сентиментальными… Но это последняя встреча с легендарным археологом. Ее могло и не быть, и ради этого хочется все простить. Все-таки работает правило, что каждый нечетный выпуск серии – лучший!
Спасибо за внимание! Будем рады любой оценке или комментарию!
У нас есть обзор похожего на "Индиану Джонса", но недооцененного приключенческого боевика "Фантома". Также предлагаем ознакомиться с подборкой отечественных фильмов, похожих на «Индиану Джонса». Еще у нас найдутся материалы про все фантастические фильмы Харрисона Форда и обзорная статья на серию "Индиана Джонс".