Найти тему
На страже Родины

Президентская библиотека к 80-летию Курской битвы

Рано утром 5 июля 1943 года немецкое командование приступило к реализации операции «Цитадель». Двумя встречными ударами с северо-запада, из района Орла, силами группы армий «Центр», и с юго-запада, из района севернее Харькова, силами группы армий «Юг», оно намеревалось срезать стратегический выступ линии фронта в районе Курска и разгромить советские войска.

Курская дуга (или Курский выступ), глубиной до 150 километров и шириной до 200 километров, образовалась зимой 1942–1943 годов в ходе сражений за Воронеж, Курск, Белгород и Харьков.

-2

На Курском плацдарме противником было сосредоточено по разным оценкам от 780 до 900 тысяч человек, около 2,7 тысяч единиц техники, в том числе поступившие на вооружение средние и тяжёлые танки «Пантера» и «Тигр», а также тяжёлая самоходно-артиллерийская установка «Фердинанд», обладавшие хорошей броневой защитой и сильным артиллерийским вооружением.
Даже с 200 метров пушка советского танка Т-34 не пробивала бортовой брони «Тигра», – отмечает военный историк А. В. Исаев в документальном фильме
«Курская дуга: наше лето» (2013), представленном на портале Президентской библиотеки.

Советскому командованию стало известно о замыслах германского руководства ещё в апреле. Джон Кэрнкросс, входивший в «кембриджскую пятёрку» (сеть советских агентов в Великобритании), передал в Москву, перехваченную и дешифрованную англичанами немецкую радиограмму, на основе которой был восстановлен подробный план операции «Цитадель». Впервые за всю войну о планах противника было известно заранее.

-3

В мае–июне 1943 года советское командование укрепляло оборону и наращивало силы в районе Курского выступа: к началу июля войска Центрального и Воронежского фронтов насчитывали около 1 миллиона 300 тысяч человек, более 3,4 тысяч танков. В резерве находились силы Степного фронта: 580 тысяч человек и 1,5 тысячи танков. Советская промышленность с нарастающей мощностью готовила боеприпасы. На полигонах наши бойцы и командиры изучали тактико-технические данные трофейных «Тигров» и осваивали методы борьбы с ними. В частности, расчёты пехотных 45-миллиметровых пушек учились бить по гусеницам танков с близких дистанций.

Северный фас Курской дуги обороняли войска Центрального фронта под командованием К. К. Рокоссовского, а южный – войска Воронежского фронта под командованием Н. Ф. Ватутина. По воспоминаниям заместителя Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР, Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, представленным в сборнике «Курская битва: воспоминания, статьи» (1973), «в результате многократных обсуждений и наших доказательств Верховный Главнокомандующий, наконец, твёрдо согласился встретить наступление немцев огнём всех видов глубоко эшелонированной обороны <…> а затем, измотав и обескровив врага, добить его мощным контрнаступлением на белгородско-харьковском и орловском направлениях…».

В ночь на 5 июля советским разведчикам удалось захватить «языка» – немецкого сапёра Бруно Формеля – показавшего на допросе, что немецкие войска приведены в полную боевую готовность и в 3:00 по московскому времени перейдут в наступление на Курск. Командующий Центральным фронтом К. К. Рокоссовский приказал произвести в 2:20 упреждающий артиллерийский удар по позициям противника. Как оказалось, удар был нанесён всего за 10 минут до начала артподготовки, намеченной немцами, вспоминал К. К. Рокоссовский. Об этом можно прочитать в сборнике «Курская битва: воспоминания, статьи» (1973), хранящемся в фонде Президентской библиотеки. Таким образом, операция «Цитадель», тщательно готовившаяся немецким командованием, началась залпами советской артиллерии.

Наступление вермахта, которое должно было нанести СССР сокрушительный удар, продолжалось всего одну неделю и уже 12 июля окончилось полным провалом. «Натолкнувшись на героическое сопротивление советских войск, противник, понеся огромные потери, продвинулся лишь
на 10–12 километров в полосе обороны Центрального фронта и до 35 километров на Воронежском фронте», – отмечает в предисловии к сборнику воспоминаний о Курской битве кандидат военных наук полковник В. П. Морозов.

Серьёзным препятствием для немецкой техники стали минные заграждения. В частности, к концу первого дня наступления в 653 батальоне вермахта в строю осталось всего лишь 12 «Фердинандов» из 45. Прорвавшиеся через заграждения немецкие танки встречали ожесточенное сопротивление советских танкистов. За 5 дней наступления из 200 «Пантер» противника в строю осталось всего 16, – рассказывает А. В. Исаев в документальном фильме «Курская дуга: наше лето» (2013).

Неожиданностью для советского командования стало нанесение противником более сильного удара не по северному фасу Курской дуги, а по южному.

-4

На этом участке фронта в районе станции Прохоровка 12 июля развернулось крупнейшее в военной истории танковое сражение. С обеих сторон в нём было задействовано до 1,2 тысячи танков и самоходно-артиллерийских установок. Сложная местность не позволила обрушить на врага всю мощь советского контрудара – 5-я гвардейская танковая армия, давшая бой 2-му танковому корпусу СС, оказалась зажатой между рекой Псёл с одной стороны и железной дорогой – с другой. Командующий 5-й гвардейской танковой армией генерал-лейтенант танковых войск П. А. Ротмистров вспоминал, что «когда выходила из строя танковая или самоходно-артиллерийская пушка, кончались снаряды или загорался танк, советские гвардейцы не покидали поля боя, они шли на таран». Ценой больших потерь в личном составе и военной технике, всё же удалось не допустить прорыва немцев к Курску.

-5

В этот же день, 12 июля, перешли в наступление войска Западного и Брянского фронтов на северном фасе, а 15 июля – Центрального фронта. Началась операция «Кутузов» или Орловская наступательная операция, результатом которой стало освобождение 5 августа города Орла. 3 августа советское командование силами Воронежского и Степного фронтов приступило к реализации операции «Румянцев» или Белгородско-Харьковской наступательной операции. 5 августа Красная Армия освободила Белгород, 23 августа после массированного штурма – Харьков. Этот день считается датой окончания Курской битвы.

-6

В Приказе Верховного Главнокомандующего от 5 августа 1943 года № 2, опубликованном на следующий день в газете «Правда», подчёркивалось, что успехи советских войск на Курской дуге разоблачили легенду немцев о том, что будто бы советские войска не в состоянии вести летом успешное наступление. В ознаменование освобождения Орла и Белгорода 5 августа Москва салютовала нашим доблестным войскам 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий. Этот салют стал первым за годы Великой Отечественной войны, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось неофициальное название «город первого салюта».

Одним из участников тех исторических событий был 18-летний Юрий Михайлович Чигирёв. В январе 1943 года его призвали в армию и в конце июля вместе с однокурсниками по тамбовскому пулеметному училищу направили в район Курской битвы. Ночью курсантов выстроили по подразделениям и объявили приказ Главнокомандующего – следовать на фронт. Ехали по наспех проложенной железной дороге до Мценска, где во время разгрузки вагонов понесли первые потери: пятеро курсантов бросились искупаться к реке, и нарвались на минное поле…

В начале августа Юрий Михайлович Чигирёв вместе со своими товарищами прошёл по улицам уже освобождённого Орла и после распределения был зачислен в 860 стрелковый полк 283 стрелковой дивизии 3-й армии, действовавшей на Брянском фронте. В её составе он принял участие в Брянской наступательной операции (с 17 августа по 3 октября 1943 года), развивавшей стратегический успех Курской битвы.

Курская битва, продолжавшаяся 50 дней, стала одним из самых значительных сражений Великой Отечественной войны.

-7

По данным научного издания «Великая Отечественная война
1941–1945 годов» (2011–2015), в ходе Курской битвы советские войска разгромили 30 дивизий (в том числе 7 танковых) противника, потери которого составили около 500 тысяч человек, 3 тысячи орудий и миномётов, свыше 1,5 тысячи танков и штурмовых орудий, свыше 3,7 тысяч самолётов.

Генерал-инспектор танковых войск Германии Гейнц Вильгельм Гудериан констатировал: «В результате провала наступления „Цитадель“ мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска… из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя».

Красная армия под Курском не только выдержала мощный удар немецких войск, но и, перейдя в контрнаступление, отбросила врага в южном
и юго-западном направлениях на 140–150 километров, создала предпосылки для развёртывания общего наступления советских фронтов, освобождения Левобережной Украины и выхода к Днепру. Победа на Курской дуге ознаменовала собой коренной перелом хода всей Второй Мировой войны: навсегда утратив стратегическую инициативу, Германия и её союзники были вынуждены перейти к обороне на всех театрах военных действий.

Дмитрий Косенко, специалист Президентской библиотеки