Найти тему
История и культура Евразии

Великие Моголы - воин, повелитель, примиритель, любящий отец Акбар I Великий

Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар оставил неизгладимый след в истории Индии. Его правление было периодом процветания и интеллектуального развития, а также примером терпимости и мудрости. Одной из ключевых реформ, которые он осуществил, была религиозная политика, направленная на установление гармонии и согласия между различными религиозными группами в его империи. Акбар Великий признавал важность диалога и понимания между разными верованиями. Он создал Дворец Слушателей, где представители различных религий могли встречаться и обсуждать свои убеждения. Это было невиданной толерантностью для того времени, когда религиозные конфликты и преследования были распространены. Акбар проводил регулярные дебаты и дискуссии, чтобы содействовать взаимопониманию и уважению между представителями разных верований.

Кроме того, Акбар Великий разработал новую религиозную философию, известную как Дин-и-Иллахи (Божественная вера). Он объединил элементы различных религий, включая ислам, христианство, индуизм и буддизм, в новую форму веры, которая подчеркивала единство Бога и учение о добродетели. Хотя Дин-и-Иллахи не получила широкого распространения после смерти Акбара, она оставила свой след в истории религиозной мысли Индии. Под руководством Акбара Великого культура и искусство Индии достигли своего расцвета.

Он собрал вокруг себя мудрых и талантливых людей, которые помогли ему создать великолепные дворцы, сады и мавзолеи. Художники, поэты и музыканты нашли поддержку у Акбара, что способствовало развитию индийской культуры и искусства.

Военные реформы Акбара значительно расширили границы империи. Осуществил успешные военные кампании, завоевав большую часть Северной и Центральной Индии. Однако его стратегия не заключалась только в завоевании, он также стремился к установлению мирных отношений с соседними государствами и поддержанию стабильности в своей империи.

Акбар Великий оставил богатое наследие для будущих поколений. Его идеалы терпимости, диалога и культурного развития продолжали влиять на индийское общество и после его смерти. Великий Могол останется в истории как один из наиболее выдающихся правителей Индии, чье правление ознаменовалось процветанием и гармонией.

Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар (более известный как Акбар Великий (14 октября 1542, Умеркот — 17 октября 1605, Фатехпур-Сикри) — государственный деятель, третий император (падишах) Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии
Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар (более известный как Акбар Великий (14 октября 1542, Умеркот — 17 октября 1605, Фатехпур-Сикри) — государственный деятель, третий император (падишах) Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии

За два месяца до смерти Падишах Империи Великих Моголов Хумаюн назначил туркмена-шиита Байрам-хана телохранителем сына Акбара. Когда Хумаюн скончался, это известие настигло Акбара и Байрам-хана, когда они находились в Пенджабе, сражаясь с местным правителем Сикандар-шахом. 27 января 1556 года тринадцатилетнего Акбара провозгласили падишахом.

После воцарения Байрам-хан и Акбар продолжили борьбу с противниками в Пенджабе. Дели выразил им покорность и там оставили могольского губернатора Тардибек-хана.

Но главная опасность была не в Пенджабе. На востоке империи восстал бывший полководец Суридов - индус и в прошлом торговец селитрой Хему Чандра Викрамадитья. В октябре 1556 года захватил Дели. Провозгласил себя Самратом (махараджей) Индии.

Хему Чандра Викрамадитья (1501, Алвар — 5 ноября 1556, Панипат) — средневековый индийский полководец индусского происхождения, служивший при последних Суридах. Успешно сражался с войсками Великого могола Хумаюна, после смерти которого завоевал Дели и провозгласил себя императором Индии с индусским титулом Самрат, приняв тронное имя Чандра Викрамадитья
Хему Чандра Викрамадитья (1501, Алвар — 5 ноября 1556, Панипат) — средневековый индийский полководец индусского происхождения, служивший при последних Суридах. Успешно сражался с войсками Великого могола Хумаюна, после смерти которого завоевал Дели и провозгласил себя императором Индии с индусским титулом Самрат, приняв тронное имя Чандра Викрамадитья

Тардибека казнили за трусость. Этим восстановили порядок в армии, так как половину составлял гарнизон Дели.

5 ноября 1556 года моголы встретились с войском Хему при Панипате. Сражение сразу сложилось неудачно для индуса. Стрела угодила в глаз. Лишился сознания. Войско бежало. Хему казнили. Его солдат казнили, соорудив башню из голов. По образцу, оставленному Тамерланом. Но с модернизацией - залили известью, создав стену. Говорят, вид был ужасный. В руки Моголов попало 15 тысяч боевых слонов, что увеличило возможности армии.

Победы продолжились. В 1557 году сдались пуштуны Пенджаба, признав власть Акбара.

  • Акбар был неграмотен. Но зато обладал редкой для правителей способностью делегировать полномочия. Он давал указания, и имея хорошую память помнил, что сказал и кому. Соответственно, требовал от конкретного лица исполнения. Вместо учебы, Акбар предпочитал физические упражнения. Очень любил объезжать верблюдов, лошадей и даже слонов. Лично вступал в схватки с дикими животными и побеждал. Регулярно участвовал в сражениях. Был отличным рукопашным бойцом, храбрым до безрассудства. Говорят, сваливал человека одной пощечиной.

В 1560 году Акбар поддался уговорам двора и удалил Байрам-хана. В следующем году его убили наёмные убийцы в Гуджарате.

Убийство Байрам-хана в Гуджарате в 1561
Убийство Байрам-хана в Гуджарате в 1561

Акбар стал полноправным правителем. Сразу начал проводить политику религиозной веротерпимости.

В 1562 году женился на раджпутской царевне, дочери раджи Амбера - матери следующего падишаха Джахангира. Раджпуты были самыми прославленными воителями Индии. Стали опорой престола.

Следующий шаг - отмена джизьи с не мусульман. Это уравняло в правах индуистов и мусульман.

Но деньги государству были нужны. И Акбар совершает походы в Раджпутану, Гуджарат, Бенгалию и Кашмир, приносящие доход казне. С побежденными поступал милостиво, избегая массовых казней. У побежденного правителя брали в гарем дочь и на этом завершался процесс оформления вассальных отношений.

  • Акбар перенес столицу из дели в Агру. Там она и находилась до 1648 года.
Могольская империя при Акбаре I
Могольская империя при Акбаре I

Двор Акбара стал сосредоточием художников, литераторов и ученых. Акбар привечал всех, выделяя щедрые пособия. Причем все они были разных конфессий.

В сфере экономики Акбар был уже не таким щедрым. Он первым ввел оплату налога деньгами. Для крестьян это стало непосильным бременем и они входили в долги к ростовщикам, чтобы получить монету.

Однако, разрешение крестьянам осваивать новые участки взамен отмены неустоек компенсировало их потери. А также существенно расширило объем сельскохозяйственной продукции. Отменили уплату налога по лунному календарю. Это было более естественным для крестьян.

Акбар освободил купцов от уплаты внутренних пошлин. Особенное внимание уделяли развитию ткацкого производства - индийские ткани распространяются до Европы и Китая.

В религиозной сфере Акбар пытался объединить все религии в одну - дин-и иллахи («божественная вера»). В ней положения из зороастризма, христианства, ислама, индуизма и ислама.

Реформы и завоевания Акбара принесли его империи мир и процветание в последние 25 лет его жизни. Однако в семье были нелады - трое его сыновей страдали от алкоголизма. Один из них Мурад умер от белой горячки. Сам Акбар не был пьяницей, но видимо это пристрастие передалось его детям от деда и прадеда.

Наследником являлся старший сын Шахзаде Султан Салим Бахадур - наместник в Аллахабаде. Тот уже с 1601 года в открытую не повиновался отцу. Но Акбар не трогал его. Даже тогда, когда тот убил визиря Абу-л Фазлом Аллами. Перед смертью официально признал Салима наследником престола.