Очередной аукционный предмет с портретом. «Русская лаковая шкатулка, XIX в. Шкатулка с откидной крышкой, украшенная поясным портретом офицера с орденом Андрея».
Да, несмотря на изменение цвета в связи с пожелтением лака, из-за которого она выглядит фактически зеленой, через плечо у персонажа надета, несомненно, голубая лента русского ордена Св. Андрея Первозванного. Старение лака сказалось и на цвете воротника изображенного, придав ему неопределенный оттенок. На самом деле воротник, конечно, красный, как и положено на генеральском мундире образа 1814./17 гг., который надет на персонаже. На левой стороне груди портретируемого условно, по-лубочному изображены две орденских звезды, а чуть ниже воротника можно исхитриться разглядеть белый крестик.
Кто перед нами?
Богатая «насмотренность», как выражаются искусствоведы, может сыграть в данном случае дурную шутку и побудить «увидеть» на портрете генерала Ивана Федоровича Паскевича. А что? Физиономически у достаточно примитивного портрета с крышки шкатулки много общего с Паскевичем со знаменитого портрета этого генерала работы Дж. Доу
Нужно только уточнить, когда Паскевич был пожалован орденом Св. Андрея Первозванного – до того, как отрастил усы, которые носил, кажется, всю оставшуюся жизнь, или после? Усами Иван Федорович обзавелся, как мы это недавно выяснили (ну, ок – предположили) после 1832 г., когда их разрешили носить пехотным офицерам и генералам. А орден Св. Андрея Первозванного он получил в 1828 г. за успехи в русско-турецкой войне. Итак, портрет на крышке шкатулке может изображать И.Ф. Паскевича в период между 1828 и 1832 гг. – между пожалованием ордена Св. Андрея Первозванного и появлением на лице генерала усов. Вот и еще один портрет этого периода имеется – уже с Андреем, но еще без усов.
Нет, на самом деле, конечно, все проще. На портрете с крышки лаковой шкатулки изображен император Николай Павлович. После восшествия его на престол провинциальные художники стали активно тиражировать его портреты для местных нужд, копируя в меру своего умения портреты столичных мастеров. Как это сделал, например, автор произведения, хранящегося в Пермской государственной художественной галерее с подписью «портрет военного».
Как видим, изображения любимого монарха были востребованы не только в формате произведений станковой живописи для украшения стен, но и на шкатулках для постоянного ношения с собой.
Перерисован же портрет на шкатулке, видимо, вот с этого портрета, изображающего еще великого князя Николая Павловича
Автор «шкатулочного» портрета попытался даже изобразить белый крестик (то ли голландского ордена Нидерландского льва, то ли шведского ордена Меча) в петлице чуть ниже воротника в том же ракурсе, что и на исходном портрете. Правда, не слишком в этом преуспел.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.