Не уверен, что Дзен будет нормально показывать этот материал, поскольку алгоритм Дзена, говорят, крайне трепетно относится к темам и сюжетам, подобным затрагиваемому нами сегодня. Но надеюсь, по крайней мере, от подписчиков канала он эту статью не утаит.
Итак, в Русском музее в Санкт-Петербурге хранится литография, аннотированная на сайте музея (видимо, и в музейных описях) как «Перевязка раненого на войне 1812 года». Автор неизвестен, датировка – «после 1812 г.»
Извиняюсь за качество снимка, только в таком разрешении изображение удалось скачать с музейного сайта, придется иметь дело с ним.
Я решил попробовать уточнить запечатленное на литографии событие и, возможно, определить личность главного героя произведения, то есть перевязываемого «пациента».
Итак, что мы видим на изображении? Происходит осада некоего хорошо укрепленного и явно по-европейски выглядящего города. Осаду осуществляют явно русские войска. Об этом свидетельствует как униформа изображенных на первом плане персонажей, так и знамя, которое, хорошенько постаравшись, можно разглядеть справа. Знамена такого рисунка, с характерными крестом и «углами» использовались в русской армии с 1797 по 1883 гг.(с некоторыми исключениями).
При рассматривании изображения у меня вызвала подозрение одна деталь. На всех шляпах запечатленных на литографии офицеров отсутствуют султаны, а главное – ни на одной из них, независимо от стороны, каковой повернут к нам головной убор, не видно полагавшихся на шляпах галунных петлиц и матерчатых розеток-кокард под ними. Это означает, скорее всего, что шляпы находятся в водоотталкивающих чехлах из вощеной материи. Поправьте меня, знатоки, если я ошибаюсь, но, насколько мне известно, в период наполеоновских войн, такие чехлы на головные уборы в русской армии были еще не регламентированы и применялись спорадически, в индивидуальном порядке. Лишь позднее использование этих чехлов было установлено официально и стало повсеместным в конце александровского-начале николаевского царствования. Здесь же шляпы явно находятся в чехлах у всех изображенных в этих головных уборах персонажей, и в чехлах однообразных.
Мое подозрение о том, что на литографии запечатлено событие уже периода царствования Николая I подтвердилось, когда при сильном увеличении на эполетах одного из офицеров (точнее – генералов) удалось рассмотреть свитские вензеля «Н I»
Какой (предположительно) европейский город могут штурмовать русские войска в николаевское царствование? Русско-персидская война 1826-28 гг., русско-турецкая 1828-29 гг., Крымская война не дают примеров осад и штурмов по-европейски выглядящих городов. В ходе Венгерской кампании 1848 гг. русские войска, насколько помнится, не осуществляли крупных осад и штурмов.
Следовательно, перед нами – штурм Варшавы 7 сентября (26 августа) 1831 г. Может быть, кому-то это покажется малоосновательным, но еще одним аргументом в пользу версии, что изображенный на литографии город является польской столицей, для меня стал вот этот фрагмент
Я убежден, что мы видим здесь купол варшавской евангелистско-аугсбургской (лютеранской) церкви Св. Троицы. Вот ее изображение на более поздней картине Яна Зейдлица 1860 г.
Возможно, я бы не обратил внимания на этот купол на рассматриваемой литографии, если бы однажды несколько дней не жил в Варшаве почти по соседству с данным собором. Сейчас его купол находится «в тени» окружающих его более высоких зданий, собственно и я на него из окна арендованной квартиры смотрел сверху вниз, но когда-то он явно был более значимым ориентиром.
Итак, перед нами штурм Варшавы. Теперь нужно выяснить, кто из представителей русского командования в тот день был ранен в руку.
Все оказалось очень просто. Ранен (по другим данным – контужен) в руку при штурме польской столицы был главнокомандующий русскими войсками – генерал от инфантерии граф Иван Федорович Паскевич-Эриванский. Вот как пишет об этом эпизоде автор книги о Паскевиче Д. Митюрин:
«В половине второго срок перемирия истек, и началась артподготовка. Еще через полчаса, во время объезда позиций, Паскевич получил контузию в левую руку, и был в бессознательном состоянии отнесен в здание штаба. В подобной ситуации обязанности главнокомандующего передавались начальнику штаба – т. е. Карлу Толю. Фельдмаршал, придя в сознание, подтвердил это, оговорив, что Толь должен действовать в соответствии с диспозицией, а при необходимости изменить ее предварительно доложить об этом своему раненому начальнику. Правда, по версии Толя полковник Муханов передал ему другое: “Армия в руках ваших и фельдмаршал предоставляет вам действовать по собственному усмотрению”. Разница, как видим, принципиальная. В первом случае получается, что Иван Федорович от начала и до конца контролировал ход сражения, если не считать получасового перерыва, когда он находился без сознания. По второй версии, непосредственное руководство штурмом осуществлялось Толем».
При имеющемся качестве снимка вряд ли можно всерьез пытаться сравнить внешность раненого персонажа с внешностью на достоверных портретах Паскевича, но то, что удается рассмотреть, моей версии, как мне кажется, не противоречит
Учитывая, что раненый на литографии изображен без усов, встает вопрос, когда Паскевич обзавелся этим украшением? На приведенном портрете 1823 г. он изображен без усов, на портрете 1845 г. – с усами. И тут мы вспоминаем, что пехотным генералам (к которым относился Паскевич), наряду с другими чинами русской армии, которым это было ранее запрещено, усы разрешили носить в 1832 г. Видимо, после этого Иван Федорович и отрастил усы – не ранее, чем через год после изображенных на литографии событий.
Напоследок отмечу, что у меня перед «внутренним взором» стоит где-то, вроде бы, виденный портрет Карла Федоровича Толя – упомянутого в приведенной выше цитате начальника штаба Паскевича – в очках. Поискал в интернете, но не нашел. Если я ничего не спутал и Карл Федорович в зрелом возрасте все-таки носил очки, то персонаж слева от Паскевича – в сюртуке, с аксельбантом и генерал-адъютантскими вензелями на эполетах и в очках – может быть К.Ф. Толем. Но здесь у меня уверенности нет.
В остальном же я убежден: на хранящейся в Русском музее литографии, аннотированной «Перевязка раненого на войне 1812 года», изображено ранение (или контузия) генерала И.Ф. Паскевича в ходе штурма Варшавы 7 сентября 1831 г.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.