С 1 июня 2023-го Польша закрыла до особого распоряжения границу для грузовиков с российскими и белорусскими номерами. В 2022-ом Варшава запретила въезд россиянам через свои морские и воздушные пункты пропуска. Такие же меры поляки ввели на пешеходных и автомобильных КПП.
То есть фактически Варшава развязала дорожную войну с Россией. Но сумеет ли Польша её выиграть? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, как раньше было организовано грузовое сообщение между нашими странами.
До июня этого года из Калининградской области в Польшу можно было въехать через КПП Мамоново и Багратионовск. Правда, они были открыты только для студентов польских вузов, граждан ЕС, дипломатов и людей, выезжающих на лечение.
То есть через эти КПП ввозить грузы из России в Польшу и раньше нельзя было. Поэтому для Калининградской области с 1 июня ничего не изменилось.
Основной российско-польский грузопоток шел транзитом через Белоруссию: Брест, Бобровники, Козловичи. КПП Брест предназначалось только для легкового транспорта. Проезд грузового транспорта через Бобровники Польша закрыла 10 февраля 2023-го, а 21 февраля поляки закрыли и Козловичи.
То есть прямого транзита на польско-белорусской границе для России нет уже давно. А вот польские большегрузы до последнего ездили в нашу страну.
Депутаты ГД в мае этого года обратились к правительству с просьбой запретить польским фурам передвигаться по России.
Вячеслав Володин:
По оценкам экспертов, если такое произойдет, польские производители будут терять по миллиарду евро в год.
А теперь давайте посмотрим, что возит Польша автотранспортом через Россию и Белоруссию, например, в Казахстан?
В первую очередь туда поляки везут продукты питания (яблоки и сахар), бытовую технику, лекарства, парфюмерию, сантехнику, стройматериалы и др. За прошлый год товарооборот Польши с Казахстаном составил почти 2 млрд евро.
Кроме Астаны, Варшава тесно сотрудничает с Монголией и Узбекистаном. Получается, отказаться от поставок грузов на Восток Польша не может.
Но если закон, запрещающий проезд польских фур по России вступит в силу, им придется ехать до ближайшего таможенного терминала, перецеплять груз к российскому тягачу или перегружать товар в российскую фуру. В этом случае на перевозках начнут зарабатывать наши компании.
Другой вариант — грузы начнут возить литовские грузовики. В обоих случаях около 2000 польских транспортных компаний станут банкротами, а 20 000 водителей потеряют работу.
Но, может, есть путь в объезд Белоруссии и России? Теоретически — да: через Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Турцию и Туркмению.
Но это почти в два раза дальше. В этом случае дорожные расходы вырастают в разы. Эксперты говорят, что на 70%.
Вячеслав Володин считает, что развязанная Варшавой транспортная война может обернуться для неё потерей 8.5 млрд евро в год.
Так что, пойдет наше правительство на такое разорение Польши или снова все закончится пустыми обещаниями?