Ни для кого не секрет, что слова со временем меняют своё значение. Слово, существующее в языке сотни лет, за это время может так измениться, что просто диву даёшься. Например, слово обаяние раньше имело значение "обман". Помните Некрасова: "Добрый папаша! К чему в обаянии/Умного Ваню держать?" Школьники при чтении этого отрывка встают в тупик, воспринимая это слово в привычном значении и не подозревая, что "перевести" эту фразу можно как "хватит, папаша, обманывать сына". И слов, подобных этому, немало.
Возьмём для примера несколько отрывков из романа А.К. Толстого "Князь Серебряный", описывающего эпоху Ивана Грозного. Какие же слова этого периода изменились в наше время до неузнаваемости?
1. Чиниться
— Не чинитесь, добрые люди, — сказал ласково Никита Романович, — кречет соколам не помеха!
"Странные какие-то добрые люди, - подумаем мы, прочитав эти строки. - Сломались они что ли? Зачем им чиниться?"
Но всё встанет на свои места, если знать, что раньше слово чиниться означало "проявлять скромность, застенчивость". Сейчас бы мы сказали: "Не стесняйтесь, будьте, как дома".
2. Личина
В современном языке это слово осталось в выражениях "скрываться под личиной" или "надеть на себя личину". Чтобы лучше понять их, надо знать, что раньше слово личина значило "маска".
— Должно быть, князь. Но садись, слушай далее. В другой раз Иван Васильевич, упившись, начал (и подумать срамно!) с своими любимцами в личинах плясать. Тут был боярин князь Михайло Репнин. Он заплакал с горести. Царь давай и на него личину надевать. «Нет! — сказал Репнин, — не бывать тому, чтобы я посрамил сан свой боярский!» — и растоптал личину ногами. Дней пять спустя убит он по царскому указу во храме божием!
3. Рухлядь
Царь занялся рассмотрением мягкой рухляди и прочих даров, присланных Ермаком, и отпустил Ивана Кольцо, сказав ему ещё несколько милостивых насмешек.
А вот это совсем интересно! Какую такую рухлядь разглядывает царь? Да ещё мягкую. Представить сейчас такую картину просто немыслимо. Царь, перебирающий рухлядь?
Но если знать, что мягкая рухлядь тогда означало "ценный мех", то всё встаёт на свои места: царя, перебирающего меха, вообразить вполне себе можно.
4. Животы
Конечно, все знают, что во времена Ивана Грозного слово живот обозначало отнюдь не часть тела, а "жизнь". Именно жизни или смерти должен был просить у Зиночки режиссёр Якин в знаменитой комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Но какие же животы достанутся Малюте Скуратову в этом отрывке из "Князя Серебряного"? Явно речь идёт не о жизни, а о чём-то материальном.
— Да ты-то с чего за них заступаешься? — сказал с злобною усмешкой Малюта. — Или тебе весело видеть, что ты как ни статен, как ни красен собой, а все остаёшься между ними последний? А чем любой из них не по плечу тебе? Чем гордятся они перед нами? Из другой, что ли, земли господь их вылепил? Коли богачеством гордятся, так дайте срок, государи! Царь не забывает верных слуг своих; а как дойдут до смертной казни Колычевы, так животы их никому другому, а нам же достанутся. Довольно я над ними, окаянными, в застенке-то промучился; жиловаты, собаки, нечего сказать!
Догадались? Речь идёт, конечно, об имуществе. После чьей-либо опалы имущество опального отходило в царскую казну, так что Малюта, как ближний к царю, вполне имел шансы на его получение.
5. Руда
— Опустите на землю его милость, да с бережением! Что, кровь не унимается?
— Не дает бог легче, — отвечали холопи, — вот уж третий раз князь на ходу очнётся, да и опять обомрёт! Коли мельник не остановит руды, так и не встать князю, истечёт до капли!
Вот недаром говорят, что люди раньше были крепче. Даже в жилах у них текла не кровь, а руда!
На самом деле, уже из контекста ясно, что истекает-то раненый самой обычной кровью, только называют её рудой (от слова "рудый" - тёмно-красный).
6. Притчи
Соколиная охота была одной из любимых забав царей. А на ней никак не обойтись без рукавицы, на которую сажали сокола. И у царя не простая рукавица, а украшенная... чем? Притчами?
Тогда сокольничий подал царю богатую рукавицу, всю испещрённую золотыми притчами, и, приняв кречета от подсокольничего, посадил его государю на руку.
Конечно, никто не писал нравоучительные истории на царских рукавицах. Притчи - это в данном случае "символические рисунки с вышивкой на рукавице для охоты с кречетами".
7. Приказ
— Палач палачу рознь! — произнес он, покосившись в угол избы. — Ино рядовой человек, ино начальный; ино простых воров казнить, ино бояр, что подтачивают царский престол и всему государству шатанье готовят. Я в разбойный приказ не вступаюсь; мой топор только и сечёт, что изменничьи боярские головы!
В общем-то, понять значение слова можно. Приказ - это, несомненно, то, что образовал (или "приказал") царь. И всё же здесь слово приказ употреблено совсем не в том значении, что используем мы сейчас. Приказами при Иване Грозном (и позже) назывались органы власти, то, что мы сейчас называем министерствами.
Разбойный приказ ведал, как понятно из названия, убийствами, грабежами, тюрьмами. А ещё были Поместный приказ, отвечавший за землевладение, Посольский приказ (Министерство иностранных дел), Сокольничий приказ, который ведал соколиной охотой (куда ж без неё) и много-много ещё.