Еще недавно иностранные «уже не партнеры» регулярно приглашали всех, с кем свел их бог наживы, развеяться на каком-либо мероприятии. Делалось это с целью маркетинга и повышения лояльности. Кстати, работало неплохо, сказать нечего.
Простой инженер мог всегда рассчитывать на фуршет после какого-либо формального обучения в местном представительстве или даже на семинар в одной из наших столиц с посещением достопримечательностей и ресторана. У его руководителя выбор был побольше. Последнему предлагали «обучиться» уже заграницей в головном офисе или посетить какую-нибудь международную выставку, типа Hannover Messe. Европой никого не удивишь даже сейчас. Бесконечно можно рассказывать про языковые казусы, мигрантов, да про достопримечательности. В той же Германии помню, как поймали такси, да давай на ломанном английском объяснять, куда нам надо. Таксист непонятной наружности слушал, слушал, потом такой: «Че? А на нормальном русском сказать-то можешь?». Чеченцем оказался.
Но это все не то. А вот настоящим открытием для меня в свое время стала Азия. Был я там в далеком 2011 году, а вот сейчас разбирая архив наткнулся на свои путевые заметки. Вот с некоторыми выдержками сегодня предлагаю ознакомиться.
Есть такая страна
Есть страна Южная Корея. То есть местные жители ее называют просто Республика Корея. А мы уточняем — Южная. Ибо есть еще и Северная, но об отринувших демократию, как известно, говорят либо плохо, либо никак. Еще недавно это было дружественное государство, которое везде искало с нами точки соприкосновения, производило конкурентную технику, которую весьма успешно продвигало в нашей стране. В том числе с помощью приглашений к себе на различные культурно-просветительские мероприятия. Я, например, поехал смотреть производство и глубоко изучать матчасть. Мои коллеги ездили на какой-то форум, где бизнесмены должны были искать партнеров.
Вот вы, наверное, смеетесь, а они до сих пор в шоке. Посадили их за столы вдоль длинного коридора, приставили переводчика. А дальше, как в дешевой телепередаче про знакомства. Корейские бизнесмены, надев свои самые приличные костюмы потоком устремились к «невестам». Время на знакомство ограничено. Представлялись, коротко рассказывали о себе, оставляли визитку и за соседний стол, уступая место следующему. Кого там только не было: от владельцев заводов, до одиноких CEO, лично производящих в гаражах какую-то хрень. Пару дней позора, зато авиабилеты, проживание и банкет за счет корейского государства. Ну и культурная программа, куда без нее.
Я летел в составе группы инженерно-технических работников (а также тех, кто решил под них закосить) по приглашению крупного холдинга, который мечтал ознакомить нас со своей новой продукцией. Типа рассказать, развеять опасения в части ее качества, ответить на каверзные технические вопросы. То есть обучиться чему-то новому и интересному. Наверное, для большинства иностранных гостей этого холдинга обучение есть обучение, но россияне всегда находили в себе отличия от других. Хуже стремительно обучающейся группы русских может быть, по словам случайно примкнувшего к нам чеха Петра, только группа российских пожарников, которых он возил в свое время с похожими целями по Праге. Те, любили обучаться очень обстоятельно, устраивая через каждые пятнадцать минут технический перерыв. Петр говорит, что до сих пор не смог понять, откуда у никуда не отлучающихся от него, да и весьма прижимистых сибиряков, появлялись в таком количестве напитки и снедь к ним. Чех, что с него взять.
Первые впечатления
Аэропорт при Сеуле — это остров, весьма приличный, соединенный огромным мостом с остальной Кореей. Сам аэропорт, мягко говоря, большой. На его территории действует даже метро. Чтобы доехать до своего багажа, нас погрузили в вагон поезда и везли минут семь.
После длительного перелета я, откровенно говоря, пребывал не в лучшем своем состоянии, поэтому кроме бесконечных залов, коридоров, переходов ничего и не запомнил. На выходе нас кое-как собрал наш сопровождающий, загрузил в автобус и повез через пол страны в резиденцию своей компании.
Очень чисто. То есть мусор найти можно, но только, если поискать. Страна гористая, похожая на Грецию, Турцию, да и еще на кучу других европейских стран, чего греха таить. Дороги прекрасные. Все трассы разбиты на какие-то участки, с пропускными пунктами. Что и зачем непонятно, но интересно. Машин довольно много, все новые, в основном корейские: киа, хюндай, самсунг, ссангйонг. Часть моделей — вообще никогда не видели.
Собственно, я дальше буду записывать только то, что видел, как это ощущал. Различную историко-культурную информацию, если чем-то заинтересовались, можно почерпнуть из открытых источников. Наш гид хоть и рассказывал много, старался отвечать на вопросы, но делал это крайне непонятно. Гида звали Миша. Миша учился в России. Он говорил, что за всеми корейскими студентами быстро закреплялось русское имя, которое они потом везде и использовали. Сокурсники-россияне не то, чтобы настоящее не могли выговорить, но сильно при этом ржали.
Эх, Миша, Миша… знал бы ты, кто и с какими именами меня в Яндекс-Такси иногда сейчас возит.
Завод, обучение
Как бы мы не хотели пропустить этот, не совсем нужный, по нашему мнению, этап, но нас все-таки отвезли на завод в далеком промышленном городке. При нем обучающий центр, гостиница для гостей и командировочных. Мы там одни были.
Программа была такой: утром нас приглашали на завтрак в местную столовую, потом в класс на обучение, затем обед в банкетном зале, потом экскурсия на производство, вечером — ужина в одном из ресторанов города. И так дня три. Сразу скажу, что большая часть нашей группы все пункты, кроме ужина пропускала. Примерно в это время в далекой Москве вставало солнце, и оно казалось наиболее предпочтительным, чтобы пробудиться и отправиться на встречу приключениям. Куда без них. Так оказалось, что корейцы тотально не знают ни одного языка, кроме корейского. Что в провинции, где мы были, что в Сеуле. Это стало неприятной неожиданностью для одного нашего товарища, решившего на ночь прогуляться по городу и естественно, заблудившегося. Миша потом его вроде где-то сумел отловить.
Да, кстати, телефоны наши там работать перестали. Не знаю, как сейчас, но тогда у всей группы только у владельца какого-то левого Самсунга было что-то похожее на связь. Написать домой можно было только через интернет и тогдашние социальные сети. То еще приключение — весь интерфейс на корейском.
Я честно посещал все протокольные мероприятия, за исключением завтрака. Первый раз сходил, понял, что есть там не могу ничего и забил. В остальном старался быть вежливым, не обижать гостеприимных хозяев.
Завод – сам по себе выглядит как обычный завод. Только чисто и аккуратно. Все подстрижено, убрано. Завтрак в общезаводской столовой начинается с острейшего соуса, в качестве хлеба идет рис. Хлеба нет в принципе. После еды предлагают самому отсортировать посуду и отбросы.
Забавно, что перед началом смены сотрудникам в лучших советских традициях предлагают сделать зарядку, по общезаводскому радио передают соответствующие команды в духе утренней гимнастики на Маяке. Звуковые сигналы по заводу подают исключительно восьмибитные, как на Денди или в детских игрушках. Колоритно.
Девушка на проходной отдает тебе честь, хотя и не в прямом смысле.
Каждый корпус имеет свое футбольное поле со всей инфраструктурой. Для курения предусмотрены специальные павильончики, где в обязательном порядке стоит автомат с дичайшими по вкусу напитками.
Все холлы как завода, так офиса, гостиницы оборудованы мягкими креслами. Стоят автоматы по продаже лимонадов, имеются телевизоры, стоят компьютеры с доступом в Интернет. В наличие автоматы с кофе и его производными, это бесплатно. Имеются кулеры, но стаканчиков в привычном понимании нет, лежат этакие пакетики, куда надо наливать воду. Прекрасно подходят для дружеского совместного уничтожения запасов из Дьюти-Фри.
Номера в гостинице рассчитаны на двух человек, включают все удобства, кондиционер и теплые полы. Нас заселили по одному в номер. Вообще никого во всем здании, кроме изредка появляющегося в рабочее время обслуживающего персонала не было.
На первом этаже теннис, гольф, большой спортзал и какие-то тренажеры. Выглядит все не ново, но вполне работоспособно.
Жить можно.
Само обучение, конечно, формальное. Корейский профессор что-то увлеченно рассказывает, Миша как может переводит. Смысл понятен, но стоит задать вопрос, как следует длительное его обсуждение на корейском, потом Миша поворачивается и говорит «да». И я не шучу: когда речь идет о сложных и отвлеченных материях, он всегда так делает.
— Миша, скажи, а вакуум в камере образуется за счет химической реакции газа?
— Да.
— Или может быть используется внешний насос?
— Да.
Самое интересное, конечно, происходило вечерами. И это не то, что могут подумать испорченные люди — нас кормили ужином. Но об этом стоит поговорить отдельно, так сказать, со вкусом. Это в прямом смысле.
Разбирая путевые заметки или немного про Южную Корею: часть №2 или кулинарное безумие
А еще нас ждала культурная программа…
Разбирая путевые заметки или немного про Южную Корею: часть №3 — культурная революция
Уважаемые коллеги, желаю хорошего дня. Подписывайтесь, чтобы иметь возможность обсудить со мной написанное в комментариях. Буду рад лайку, альтернативному мнению или истории по теме статьи.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1: Оценки, суждения и предложения по рассматриваемым вопросам являются личным мнением автора.
Все изображения, если не указано иное, либо выполнены автором, либо взяты из открытых источников.