Найти в Дзене

Холодное оружие в боевых искусствах: курица или яйцо?

Оглавление

Сейчас, когда говорят «боевое искусство», то часто подразумевают под этим различные виды рукопашного боя без оружия, а порой и вообще спортивные единоборства, не видя между ними никакой разницы. Но так ли это на самом деле? Давайте поговорим о генезисе боевых искусств и, в частности, откуда «растут ноги» у современных единоборств.

Использование оружия человеком

На протяжении всей историю человечества люди пользовались оружием. Не только для того, чтобы охотиться, но и для того, чтобы сражаться с себе подобными. Собственно говоря, использование приспособлений и орудий (в том числе и оружия), является одним из важнейших факторов, который сделал из обезьяны человека. С того момента, как люди стали людьми они использовали оружие и, как следствие, появлялись, развивались техники и методы использования этого оружия.

Что же касается безоружного боя, то это, по большому счёту, возможно только в трёх видах ситуациях:

  1. По каким-то причинам (сломал, потерял, внезапное нападение) нет возможности воспользоваться оружием.
  2. Бытовая драка/игра внутри и среди членов своего сообщества (семья/род/деревня и т.д.)
  3. Некоторые формы ритуальных боёв и состязаний.

Кстати, то, что мы имеем сейчас в качестве спортивных единоборств — это тоже, своего рода ритуальные бои (с доп.функцией развлечений), так как основной целью любого спортивного состязание является не физическое уничтожение противника, а выяснение кто из участников является лучшим на данный момент времени — кто сильнее и техничнее в том или ином виде. К смысловому понятию слова «боевое» это всё уже имеет очень опосредованное отношение. Как ни странно, но в условно «боевых» единоборствах без оружия основной смысл лежит в половом поведении. Спортсмен, который стремиться стать чемпионом, получает признание себя лучшими, как следствие — более высокий социальный статус, больше ресурсов и т.д., повышает свою привлекательность в глазах других людей. Этим он ничем не отличается от остальных турнирных видов животных. Просто осознаёт это меньше, либо не осознаёт вовсе. И основным мотивом здесь (в не зависимости от того, как для себя это определяет конкретный индивид) является реализация глубинных программ полового отбора и соответствующего поведения.

Между прочим, у животных, относящихся к турнирным видам, не смотря на то, что их турнирные бои (за самку) могут быть достаточно жестокими и кровопролитными, в подавляющем большинстве случаев стоит инстинктивный запрет на убийство соперника. Это выражается и в использовании естественного оружия, имеющегося у данного вида — против хищников оно используется совсем иначе и на поражение.

Людям в здравом уме, в подавляющем большинстве случаев, не свойственно выполнять боевую задачу голыми руками, без использования оружия. Кулачный бой, мордобитие всегда считались забавами и уделом простолюдинов недостойными представителя воинского сословия. Техники безоружного рукопашного боя всегда были вспомогательными, на тот случай, когда воин остаётся без оружия или нет возможности им воспользоваться. И не более того. Вся история человечества нам это показывает. Сомневаетесь? Тогда посмотрите на аборигенов Австралии и прочих представителей первобытных племён, ещё оставшихся на планете.

Обратите внимание на первое фото — это явно не охота... Почему бы им не выяснить свои отношение на кулаках или поборовшись?

Выводы: когда речь заходит о боевом искусстве, то, в первую очередь, речь всегда идёт о способах владения/использовании того или иного оружия. Бой без оружия является вспомогательной, не основной формой, больше относящийся либо к вынужденной мере, либо ритуальной форме состязания, целью которого является не уничтожение противника, а выяснение статуса.

Почему в настоящее время происходит деградация оружейных видов единоборств/БИ

В целом, мы живём в так называемом современном «цивилизованном» мире, в котором +/- действуют нормы уголовного права и ношение/применение холодного оружия является противозаконным. Конечно, нельзя сказать, то это повсеместно и на нашей планете ещё достаточно мест, где это не так, но я предлагаю не заниматься спекуляциями на тему, что где-то всё совершенно иначе. Мы с вами, читатель, читающий эти строки, живём во вполне конкретной стране и нам вряд ли есть дело до того, как обстоят дела где-то в Африке, Латинской Америке, некоторых азиатских странах и т.д. Что-то мне подсказывает, что в том же Афганистане не проходят ни бои ММА, ни бокса. Это другой мир, другая культура, к которой мы не принадлежим. В целом же тренды человеческого общества не одобряют «решение проблем» с помощью холодного оружия. В настоящее время для этого есть АК-47, который является самым распространённым стрелковым оружием в мире (кто сомневается — можете погуглить). Также есть удивительный факт: число бейсбольных бит, находящееся на руках у населения (обычно в багажнике авто) значительно превышает число игроков в бейсбол. Странно, но с бадминтонными ракетками такого не наблюдается...

Да, человечество не стоит на месте и недавно (относительно истории человечества это совсем ничего) поменяло концепцию ведения вооружённых конфликтов и связанного с этим видов оружия. Мечи, топоры, пики и прочие инструменты убийства себе подобных уступили своё место автоматическому и полуавтоматическому стрелковому оружию, а вместе с ним и искусству владения этим оружием. Рыцари, мушкетёры и самураи остались в безвозвратном (впрочем, так уж и безвозвратном ли, с точки зрения А. Эйнштейна, заявившего, что в 4-ю мировую войну люди будут биться камнями и палками) прошлом. В настоящее изучение оружейных методов боя стало уделом узкой группы ограниченных (конечно же законодательством о применении) лиц, исторических реконструкторов и прочих увлечённо сочувствующих. И, что самое обидное, медленно но верно, традиция теряется, угасает. Как точно сказал сэнсэй Поль Патрик Арман на одном из семинаров по Катори синто рю, отвечаю на очередной глупый вопрос: Мы не знаем, как всё это применялось на самом деле. Мы можем только предполагать на основе имеющейся у нас информации, как это (как именно происходили битвы) могло происходить и, возможно, происходило. Но нельзя сказать точно, так как времена, когда люди бились на мечах, уже давно прошли и нет живых свидетелей. Да и сэнсэй Сугино говорит примерно то же самое, а потому, по сути, мы — те, кто изучает древние оружейные стили и школы, тоже занимаемся своего рода исторической реконструкцией и изучаем, мёртвый язык (если говорить на языке лингвистики) — этакую латынь в мире боевых искусств.

А тогда зачем всё это нужно?

Знаете, я вот сейчас сравнил оружейные техники, направления и школы (например ту же Катори синто рю, к которой я имею прямое отношение) с латинским языком, и мне кажется, что это очень удачное сравнение (даже сам поразился насколько). Да, в настоящее время это мёртвый язык и на нём никто не говорит. Но, тем не менее, это один из важнейших языков для современного человечества, так как лежит в основе такого огромного количества всего: научная, медицинская, юридическая терминология и т.д, и т.п. Зная латынь очень многое из терминологии и научных определений становится понятным априори и не нужно гадать или «фантазировать на тему". Удивительно, но в боевых искусствах, в тех видах рукопашного боя без оружия, которые вышли из оружейной темы или были вспомогательными (как, к примеру, дзюдзюцу) ровно то же самое.

Можно было бы привести в пример такие виды БИ, как айкидо и некоторые старые школы дзюдзюцу, но мне хочется рассмотреть это на примере каратэ. В настоящее время каратэ существует как вполне себе автономное искусство рукопашного боя без оружия, а так же спортивное единоборство. Для того, чтобы его изучать (точно так же, как изучать айкидо/айкидзюцу, дзюдо/дзюдзюцу) совершенно не требуется изучать или вообще знать техники работы с традиционным холодным оружием Японии и Окинавы.

Точно так же, как и для многих областей науки нет необходимости в изучении латинского и греческого языков. Однако же, медики, юристы и некоторые другие направления наук изучают латынь, в том или ином объёме — грызут её гранит (я, кстати, сейчас тоже прохожу онлайн-курс латинского языка в СПбГУ).

Тем не менее, знание оружейных техник, например окинавского кобудо/японского кобудо, очень многое помогают расставить на свои места, особенно в понимании ката. Многие техники в ката каратэ интерпретируются тем или иным образом разными мастерами. Это находит своё отражение в бункай. Но очень часто все эти вариации бункай являются «притянутыми за уши» и не более чем фантазиями «на тему: что бы это могло значить». Вот только стоит взять в руки традиционное окинавское оружие, как многое из того, что «вызывало вопросы» становится понятным и логичным. Это же происходит и с техниками айки&дзюдзюцу, стоит нам только обратиться к японскому кобудо, в частности к школам фехтования мечом.

Те, кто изучает и практикует техники работы с тем или иным традиционным оружием, скажем так, имеют больший кругозор и способны взглянуть на изучаемую технику под разным углом, в отличии от тех, кто изучает исключительно одно направление — то же каратэ или айкидо.

Кроме того, многие техники так же изначально предназначены для противодействия вооружённому человеку. И это тоже становится очевидным, когда вы сами знаете КАК работают с тем или иным оружием, каковы его возможности и нюансы в использовании.

Знаю, что многие из читателей канала скорее не согласятся с этим, вот только на истинное положение вещей это никак не повлияет, так как отвечая на вопрос генезиса современных восточных единоборств можно абсолютно точно сказать, что первичным является именно работа с оружием. И вполне очевидно, что ката, которые создавались ещё в то время, когда использование холодного оружия было ещё актуально, создавались с прицелом как использования самого оружия, так и противодействия ему.

А тем, кто думает иначе, я хотел бы напомнить одну забавную историю, которая приключилась с девочкой Дашей, в последствии, ставшей писательницей Дарьей Донцовой... Её отец был советским писателем Аркадием Васильевым, и Даша с детства росла в окружении творческой интеллигенции. Однажды в школе ей задали написать сочинение на тему: «О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть Белеет парус одинокий?», и Донцова попросила помочь ей самого Катаева. В результате Дарья получила двойку, а учительница литературы написала в тетради: «Катаев совсем не об этом думал!».

Подумайте, не уподобляетесь ли вы той самой школьной учительнице...

Лично я придерживаюсь стороны той большой половины мастеров, которая считает, что изучение техник работы с оружием является не просто отличным дополнением к техникам, но в определённой мере является обязательным. Во всяком случае есть определённый необходимый минимум знаний, которым должен владеть каждый. Поэтому у нас на тренировках изучение работы с некоторыми видами оружия является обязательной частью учебной программы.