Военный священник, вернувшийся из командировки в зону СВО, рассказывает о делах и людях гвардейской мотострелковой бригады ЗВО
Из очередной, восьмой уже по счёту поездки к нашим ребятам, выполняющим боевые задачи в зоне проведения СВО на Украине не так давно вернулся помощник командира гвардейской мотострелковой бригады ЗВО по работе с верующими военнослужащими иерей Александр ШУЛЬГА. В последнее время сложилась традиция: по приезде батюшка приходит в редакцию многотиражной газеты бригады «Гвардеец» и делится своими впечатлениями, рассказывает об увиденном, о настроениях, о людях.
– Отец Александр, вы регулярно бываете в зоне проведения СВО, чтобы дать военнослужащим возможность удовлетворить их духовные потребности. В каких подразделениях довелось вам поработать в этот раз?
– Эта поездка была особенно насыщенной и хорошо организованной. Спасибо командованию, всё было очень чётко. Я был почти во всех мотострелковых ротах и у танкистов. Даже с артиллеристами виделся, несмотря на то, что они разбросаны и постоянно в боевой работе. То есть – все те, кто хотел поучаствовать в богослужении, исповедаться, причаститься, смогли ненадолго оставить свои позиции и собраться для этого во второй линии обороны.
– Каждая командировка «за ленточку» приносит свои впечатления. Наверное, что-то обратило на себя внимание и в этот раз?
– Есть некоторые детали, которые действительно бросились в глаза. Например, увидел, что ребята в некоторых подразделениях имеют при себе «железо»: штанги, гантели. То есть, они и в полевых условиях стараются не терять физическую форму, понимают, что это важно не только для силы и выносливости – для успеха в бою. И это определённый показатель их настроений и работоспособности.
В этом году в массовом порядке появились новые радиостанции, позволяющие вести переговоры на большую дальность, чем прежние, и не «читаемые» противником. Они более просты в эксплуатации, работают без задержек и искажения звука, с наличием выделенного командирского канала. Сейчас уже никому не надо объяснять, какова степень важности связи для организации и управления боем, для эвакуации раненых, для доставки грузов из тыловых зон. И видно, что люди довольны связью.
– Каким вам показался настрой у наших бойцов, у командиров?
– У наших парней поводом для радости является продвижение вперёд. Крепнет желание побеждать. И заметно растут практические навыки военнослужащих. Есть, например, специалисты-дроноводы, которые умеют держать управление сразу двумя «птичками»: пока одна висит в небе, оператор выводит «на дежурство» вторую. Установив её для наблюдения – уводит на дозарядку первую. И так – в постоянном режиме карусели, не оставляя зону ответственности без присмотра.
Почти такую же беспрерывность по мере надобности обеспечивают и воины, «летающие» на ударных дронах. Один коптер возвращается от вражеских окопов, чтобы на него сразу навесили боеприпас для сброса, а другой в это время наводят на цель, на врага. Такие действия требуют от операторов и особой сноровки, и дополнительных знаний-умений, и способности безошибочно учитывать как расстояние до цели и обратно, так и силу ветра, уровень заряда батарей БпЛА. И высочайший уровень внимания и натренированности, чтобы, если понадобится, без задержек увести дрон из-под обстрела со стороны противника.
К тому же, есть проявления для изобретательства. Инженеры, например, с тем, чтобы эффективнее заблокировать позиции противника, комбинируют имеющиеся у них в наличии боеприпасы, совершенствуют формы и способы их боевого применения.
* * *
А ещё отец Александр стал в этот раз свидетелем настоящего мужества и силы человеческого духа. Он рассказал, что во время боя, который вели наши штурмовые группы, тяжёлое ранение получил один из офицеров – командиров подразделений. У радиостанции на КП роты собрались все, кто на тот момент был рядом. В том числе и батюшка. Полетели к другим позывным распоряжения срочно отправить к офицеру эвакуационную группу, всем – держаться, не сдавать позиций, вводить резервы. Но главный диалог, на пределе нервов и самообладания, был с раненым. А он, потеряв в том бою ногу, не только не паниковал, но и сам себе наложил жгут, вколол промедол. И при этом ещё контролировал ситуацию вокруг и до последнего момента руководил подчинёнными, пока не был эвакуирован. Хочется верить, он хорошо слышал слова своего командира: «Ты – герой, ты герой! И солдаты твои герои!..»
– И это было абсолютной правдой, подтверждающей силу духа настоящего воина, – говорит батюшка. – Заметил ещё, что в этот раз многие просили молитв за других – за боевых товарищей, за себя и за их семьи, за жён и детей. Вот и разведчик И. попросил меня помолиться за недавно погибших ребят из другого подразделения. Забрать их с простреливаемого участка на тот момент пока было невозможно, имён их наш боец даже не знал, но думал о них, помнил, переживал. Душа-то у него не зачерствела…
* * *
Говорили мы с батюшкой долго и о разном. О людях и о боевой технике, о задачах, стоящих перед подразделениями, и о результатах их выполнения. И о противнике. И о тех, кто готов с ним сражаться до полного его уничтожения. И даже пожертвовать собой в борьбе за это правое дело. И, конечно, о вере и о Божьей помощи.
После этой поездки священнослужителя в зону боевых действий пополнилась коллекция экспонатов музея соединения. Осколок, предположительно от миномётного выстрела, прилетевший во время молебна, один из многих и многих тысяч, – попал в Комнату воинской славы бригады. Слоистое железо, колючее, острое со всех сторон и буквально в каждом миллиметре, – оно предназначено не просто ранить человека, а нанести ему максимально тяжёлые поражения… А ещё в музее появится боевой трофей 3-го мотострелкового батальона – жовто-блакитный прапор (знамя по-украински), принадлежавший окончательно денацифицированному боевику и расписанный автографами и личными данными других необандеровцев, в том числе – артиллеристов-участников их так называемой «АТО», а попросту – настоящих террористов и убийц мирного населения Донбасса.
Всё это, как и каждое слово свидетелей происходящих на Украине событий, – наша великая история. Суровая, порой драматичная, но героическая. И, мы нисколько не сомневаемся в этом, – победная!
Татьяна КИСЕЦ, редактор многотиражной газеты «Гвардеец»
Фото из архива иерея Александра Шульги
Зона СВО – Ленинградская обл.