Найти тему
Окно в Италию

Флоренция Любознательная

Приветствую вас, друзья мои!

Это я, красавица Флоренция, снова спешу на встречу с вами. Помните, я вам рассказывала, что мой исторический центр делится на четыре района: красные - Санта Мария Новелла (Quartiere Santa Maria Novella), зелёные - Сан Джованни (Quartiere San Giovanni), голубые - Санта Кроче (Quartiere Santa Croce) и белые - Санто Спирито (Quartiere Santo Spirito).

Панорама Флоренции со смотровой площадки Bellosguardo. Фото автора
Панорама Флоренции со смотровой площадки Bellosguardo. Фото автора

Каждый из них уникален своими улицами, палаццо, двориками, маленькими и большими скульптурными шедеврами, фонтанами и фонтанчиками, скиниями, боттегами, тавернами и кафешками, и другими произведениями искусства со своими удивительными историями. Но многие моим гостям неизвестны, а до многих вовсе не доходят, а если и доходят до больших монументальных шедевров, то за их красотой и величием маленькие вокруг совсем неприметны.

И тут мне в голову пришла замечательная идея: из каждого района я буду брать два-три малознакомых прекрасных шедевра, табернакль, например, мемориальную доску, улицу или кафе и вкратце рассказывать о них. Ведь у меня так много чудесных памятников, не зря же меня называют музеем под открытым небом, а прочитав небольшую историю о том или ином шедевре и будучи моим гостем, может вам захочется его найти, чтобы увидеть собственными глазами. И изредка мы будем заглядывать в особенные места, куда даже моему коренному жителю нет доступа, что уж говорить про гостей.

Как вам моя идея? Думаю, понравится!

Итак, идём!

Начну я со своего любимого «По ту сторону Арно» - района белых - Санто Спирито (Quartiere Santo Spirito) и мы остановимся на

Улице Честелло (Via di Cestello)

Совсем коротенькая улочка рядом с церковью Сан Фредиано ин Честелло (chiesa di San Frediano in Cestello), перестроенная в XVII веке в стиле барокко для общины цистерцианских монахов. Называется так, потому относится к площади Честелло (Piazza di Cestello) и к церкви. Начинается от площади, идёт вдоль стены церкви и выходит на улицу Борго Сан Фредиано (Borgo San Frediano).

Улица Честелло. Фото автора
Улица Честелло. Фото автора

Самый внушительный элемент маленькой улочки - высокий переход между зданиями. Дата открытия улочки неизвестна, но точно известно, что она была открыта сразу после завершения строительства церкви, даже если впервые упоминается только в 1731 году. До этого была обычным переулочком рядом с мясной лавкой «Сан Фриано» («chiassetto allato al beccaio di San Friano» - «chiasso (кьяссо) - античное название в переводе с латинского, обозначающее узкую улицу, переулок; chiassetto, chiassuolo и chiassolino - уменьшительные - переулочек. «Chiasso» в переводе с современного итальянского языка - шум), поэтому её немного расширили, чтобы она приобрела сегодняшние размеры.

Табернакль на пересечении улиц Честелло и Борго Сан Фредиано. Фото автора
Табернакль на пересечении улиц Честелло и Борго Сан Фредиано. Фото автора

Но здесь важно обратить внимание на крошечную симпатичную скинию на углу с улицей Борго Сан Фредиано (Borgo San Frediano), которую отреставрировали несколько лет назад. Беломраморное нежное изображение Мадонны Милосердия с Младенцем и святым Джованнино (la Madonna Misericordia col Bambino e San Giovannino) вставленное в каменную фигурную рамку, приписывается Джован Баттиста Фоджини (Giovan Battista Foggini), а возможно, его мастерской.

Ну разве она не прелесть?

Фото автора
Фото автора

Доподлинно известно, что Фоджини был в этом районе, т.к. именно он в 1695 году по заказу Козимо III Медичи построил Зернохранилище Изобилия (Granaio dell'Abbondanza) на одноимённой площади после сноса старой фабрики для просушки шерсти, принадлежавшей Гильдии Шерстянщиков (l'antico tiratoio dell'Arte della Lana).

_________________

Часто вы не обращаете внимания на мои фонтаны и фонтанчики. У меня их где-то около сотни по всему городу. Сделанные из мрамора или бронзы, в прошлом они выполняли общественную функцию: в основном, из них набирали воду и поили животных. В XVI веке они также входили в важные городские убранства для праздничных целей и являлись одной из отличительных черт, так называемых, «итальянских садов».

Некоторые из них большие и монументальные, такие как Фонтан Нептуна на площади Синьории или знаменитый Порчеллино, которые обожают все, но это, как правило, работы известных скульпторов.

Но есть и другие, поменьше. Они расположены на углах улиц или во двориках и иногда совсем незаметны. Хотя в случае этого фонтана так сказать нельзя. Он довольно заметен. Однако я часто наблюдаю, что на него мало обращают внимание, а он, я думаю, вполне его заслуживает.

Фонтан делло Спроне (Fontana dello Sprone)

уютно расположился под террасой с выходящей вперёд лоджией дома Фрескобальди (Frescobaldi), поддерживаемой выступами, между двумя улицами - Борго Сан Якопо (Borgo San Jacopo) и Виа делло Спроне (Via dello Sprone), которые сходятся под острым углом («спроне» в переводе с итальянского - шпора, отрог, острый предмет) на площади Фрескобальди. От этого острого угла он и получил своё название, как, собственно, и улица.

Фонтан, традиционно приписываемый Бернардо Буонталенти (Bernardo Buontalenti), жившему на соседней Майской улице (Via Maggio), считался частью большого декоративного комплекса вместе со статуями, изображающими четыре времени года и расположенными на двух концах моста Санта Тринита (Ponte Santa Trìnita), созданного для свадьбы Козимо II Медичи (Cosimo II de' Medici) и Марии Маддалены Австрийской (Maria Maddalena d'Austria) в 1608 году.

Однако более поздние исследования учёных показывают, что фонтан построил, примерно, в 1638-39 годах Франческо Дженерини (Francesco Generini), механик и водопроводчик, состоявший на службе у великого герцога Фердинандo II Медичи (Ferdinando II de' Medici).

Это один из самых известных и элегантных общественных фонтанов и один из самых красивых «По ту сторону Арно»: в большую мраморную раковину с завитками по краям льется тонкая струйка воды из гротескной маски, а над ней красуется герб великой флорентийской династии Медичи.

Поэтому, когда будете гулять в этом месте, то не проходите мимо, а остановитесь на пару минут и полюбуйтесь великолепным фонтаном.

На этой прекрасной ноте я завершу первые заметки о двух маленьких, но исторически замечательных шедеврах на южном берегу Арно.

В следующий раз открою для вас что-то интересное на северном берегу. Что именно выберу сама, а район, в который пойдём за сокровищами - Красные - Санта Мария Новелла, Голубые - Санта Кроче или Зелёные - Сан Джованни - предлагаю выбрать вам. Пишите в комментариях в какой пойдём.

Всем чудесного настроения и интересных прогулок.

И да, поскольку мы уже довольно часто упоминаем имя знаменитого Бернардо Буонталенти, думаю, что настало время вам его представить.

Ваша Флоренция и Окно в Италию!