Найти тему

По пути А.П. Чехова на Сахалин. Часть Е. От Екатеринбурга до Тюмени

Итак, 28 апреля 1890 года А.П. Чехов прибыл в Екатеринбург. Известно точное место, где он остановился. Это так называемая "Американская гостиница". Расположена она была в здании, которое находится на современной улице Малышева, дом 68.

Адрес ул. Малышева, 68 в Екатеринбурге. Яндекс.Карты
Адрес ул. Малышева, 68 в Екатеринбурге. Яндекс.Карты

А вот это здание на фотографии:

Дом на Малышева, 68. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дом на Малышева, 68. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Рядом множество известных достопримечательностей Екатеринбурга. Но самую ближайшую из них Чехов видеть, конечно, не мог. Речь о знаменитой башне Высоцкий. Прошлой осенью в холодный и снежный день в сентябре я поднимался на нее полюбоваться Екатеринбургом с высоты около 200 метров. Понятно, что такие объекты нужно содержать, но... Вот не стоит этот подъем таких денег. Его нужно использовать в рекламных целях, чтобы у гостей столицы Урала возникло желание сходить еще в какие-то места. Я не самый скупой человек, когда речь заходит об оплате путешествий. Но... Деньги любят счет и расходовать их нужно с умом. И город должен понимать, за что стоит брать деньги, а что лучше профинансировать из городского бюджета, компенсировав инвестору расходы на содержание объекта.

Башня "Высоцкий" Фото из открытых источнииов Яндекс.Картинки
Башня "Высоцкий" Фото из открытых источнииов Яндекс.Картинки

Ну а в другую сторону - Исторический сквер и целое сосредоточение музеев. В том числе очень нестандартный музей камнерезного искусства.

Исторический сквер, Екатеринбург. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Исторический сквер, Екатеринбург. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Гостиница, в которой остановился Чехов, была построена еще за 17 лет до его визита. Тогда улица называлась Покровский проспект. Отсюда и Покровский пассаж, расположенный в соседнем доме. Кстати, гостиница считалась очень престижной и достаточно дорогой. Цены за номера были в интервале 80 коп. - 4 рубля. Чехов жил в номере за 1 руб. 30 коп. Это было много. Вот какую базу для сравнения я нашел: 16 кг муки стоили 30-40 коп, а 1 кг мяса - 11 коп. А Чехов за номер платил в 3-4 раза больше, чем стоил пуд муки! Кстати, сохранился чеховский билет на поезд от Перми до Екатеринбурга. Проезд стоил 3-м классом (!) 6 руб. 73 коп. Ну совсем недешево! А плата на извозчике (который Чехову очень не понравился) - 40 коп. То есть как пуд муки!

Причем, 1 руб. 30 коп - это цена номера без питания. Питание писатель оплачивал отдельно. И в чеке, который сохранился, есть ресторанные цены этого заведения. Обед стоил 70 коп. То есть кроме 5 руб. 20 коп за 4 суток, Чехов потратил еще 7 руб. 5 коп. на еду, постель и прочее. Мда, не самый дешевый был город.

А спустя 9 лет в той же гостинице будет останавливаться и Д.И. Менделеев. А вот после революции гостиницу закрыли, а в здании располагались различные ведомства, в том числе суд, прокуратору и даже педагогический институт. Сейчас же в этом здании художественное училище имени Шадра - того самого, который явил миру "Девушку с веслом".

В наше время в Екатеринбурге тоже есть отель "Чехов", но к писателю он не имеет ни малейшего отношения.

Известно, что Чехову очень не повезло с погодой. Он описывает, что была чуть ли не метель. От этого может быть и город показался ему мрачным. 29 апреля он, видимо, вообще никуда не выходил, хотя и принимал посетителей. А 30 апреля Чехов и редактор местной газеты совершили прогулку по Екатеринбургу. Что делал Чехов в городе 1 мая - он не оставил записок. А вот 2 мая он снова садится на поезд и едет в Тюмень.

Железная дорога была построена по проекту Евгения Богдановича. А в наши дни на этой части Транссиба есть станция - Богданович. Вокзал на этой станции примечателен тем, что если верить фотографиям Яндекса, его основное здание постоянно и радикально меняет цвет.

Вокзал на ст. Богданович. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал на ст. Богданович. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

По железной дороге между городами около 325 км. Поэтому не удивительно, что даже в XIX веке Чехов преодолел это расстояние за ночь. Точнее сел он на поезд в 15.35, а в Тюмени был в 6.30. Итого 15 часов, то есть средняя скорость все те же 20 км/ч.

Екатеринбург - Тюмень по железной дороге. Яндекс.Карты
Екатеринбург - Тюмень по железной дороге. Яндекс.Карты

В наши дни самый быстрый способ - это опять-таки "Ласточка". Ну а в среднем на преодоление расстояния между городами уйдет 4,5-6,5 часов.

Тюмень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тюмень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот после Тюмени записки Чехова о путешествии по Сибири становятся ну просто очень подробными. Он описывает не только маршрут, но и людей, избы, в которых ночевал. А самое главное, упоминает множество промежуточных пунктов. Ведь если до Тюмени он добрался на поезде по дороге, открытой в 1885 году, то вот дальше ехал уже на лошадях. Но это будет уже завтра. Спасибо, что читаете!