Слово имело особое значение для русских людей на протяжении многих веков. Они верили, что оно способно исцелять и убивать. В Руси особую ценность придавали не громким крикам, а еле слышимому шепоту. Считалось, что шепот действует сильнее крика. Ученые до сих пор не выяснили причину такого эффекта шепота.
Вероятно, сила шепота объясняется тем, что шепчущий обычно контролирует ситуацию и внимание собеседника. Если он еще и возьмет другого человека за руку, возникнет элемент гипноза, и внушаемость усилится. В Древней Руси волхвы читали заклинания неразборчивым шепотом. Это связано с верой в то, что громко произнесенные желания и просьбы могут услышать злые люди или духи и причинить вред.
Некоторые исследователи предполагают, что слово "волшебник" происходит от слова "волшба" (vъlšьba), что означает «волхование». При этом часть корня «ше» происходит от «шьпъть» (šьръtъ). Таким образом, волшебник — это дословно шепчущий волхв.
Официальная наука не подтверждает это. Однако она указывает на то, что слово "шьпъть" имеет звукоподражательное происхождение и присутствует во многих славянских языках. Особенность "волшебного" шепота заключалась в правильно подобранных словах, создающих ритм, который воздействовал на подсознание человека. Считалось, что в шепоте особое значение имеют шипящие и свистящие звуки.
Нужно сказать, что только полностью здоровый человек мог произносить "шепотки". И только жрецы, у которых были все зубы, могли произносить самые сильные "шепотки". Заклинания были разнообразны: от молитвы богам до заговоров на здоровье, богатство и "присуху".
Были и "черные" шепотки, которые произносились против врагов или для разлуки пары. Шепотки также использовались для животных, чтобы они не лаяли и не нападали. Были шепотки для мести. В языческих заклинаниях люди обращались к богам, духам и силам природы. После введения христианства на Руси шептать стали знахари и бабки-шептуньи. Даже в советское время этот обычай не исчез, и в деревнях продолжали обращаться к бабкам. В языческие заклинания также вплетались обращения к Богу и Богородице. Шепотки заканчивались так же, как православные молитвы. Смысл шепотков оставался прежним - это просьбы о здоровье, богатстве, любви и благополучии, а также желание беды врагам.
Перед произнесением шепота знахарь должен был соблюдать ритуалы и особые действия. Интересно, что от слова "шьпъть" произошло слово "шьпътьникъ", что означает "наушник" или "клеветник". На Руси доносы произносились шепотом, чтобы избежать осуждения. Возможно, шепот также действовал как внушение.