Первое имя дают родители. Второе человек получает в момент своего взросления. Но только это второе имя предопределяет всю его судьбу, а порой и не только его личную судьбу, но и судьбы его близких и даже всего народа.
Хоту Матуа получил имя – Человек-Путь. Значит он непременно должен найти этот самый путь и показать его соплеменникам. Что и говорить – почётная миссия! Юноша страшно гордился этим, хотя и понятие не имел, как и когда исполнится предсказание. Но тут такое дело – гадай-не гадай, а будет так, как предопределено свыше. Шаману всяко видней. На то он и шаман, чтоб узнавать волю богов и давать имена.
Как Вы полагаете, уважаемый читатель, легче ли жить, зная судьбу наперёд?
Древние майя, например, использовали специальные колыбельные, в которых рассказывалось-пелось обо всём, что должно случится в жизни ребёнка, вплоть до мелочей. Разумеется, основные события – брак, участие в войнах, болезни и даже смерть тоже расписывались заранее. Человек вырастал с твёрдым знанием, что и когда должно произойти в его жизни. А жрецы старались, чтобы его ожидания не расходились с реальностью. Преимуществом такого фатализма, вероятно, являлось стабильность общественного устройства. Зачем нервничать и что-то менять, если всё известно заранее?
Подобное мировоззрение свойственно не только майя, а многим народам.
Дни складывались в сезоны. Тело Хоту Матуа наливалось силой. Он вытянулся и даже на пол головы перерос старшего брата Таане Араи. Он уже виртуозно управлял каноэ, а грести мог без отдыха хоть всю ночь! Он прослыл великолепным ныряльщиком и ловцом рыбы, однако никаких намёков на поиск нового пути не намечалось даже.
И это мерное течение сезонов вызывало протест в душе. Казалось, жизнь пройдёт, а он так и не оправдает назначение своего второго имени! Что может быть хуже и позорнее этого? Хоту Матуа грезилось, что он видит насмешки в глазах соплеменников, особенно ровесников - молодых парней. Ещё бы! Вот Тимоти, его друг – получив имя Человек-Птица, успел стать лучшим охотником. Другой друг, Анару Хеми, наречённый Человек-Лодка, целыми днями мастерил каноэ под руководством старого мастера Вирему Тита.
А что сделал он, Хоту Матуа, Человек-Путь? На рассвете ходил за рыбой, в полдень спал, а вечерами ухлёстывал за девчонками. Вот и всё.
Кстати, одна из девчонок нравилась ему особенно сильно. И он уже решил, что непременно женится на этой длинноногой, большеглазой красотке. Имя у неё тоже было красивое: Маона – морской простор.
Постепенно другие девушки отодвинулись на второй план. И он готов был всё свободное время отдать Маоне. Но ветряная девчонка крутила любовь не только с ним. Что ужасно бесило Хоту Матуа, а поделать он ничего с этим не мог.
Согласно древней традиции – девушкам до брака не возбранялось иметь много партнёров, а скорее наоборот – косо смотрели на ту девушку, что вела себя слишком скованно. У такой девушки недостаточно маны! Следовательно, и со здоровьем не всё в порядке. Кто рискнёт взять в жёны женщину, обделённую маной? Кому охота получить слабых сыновей или недостаточно привлекательных дочерей? Маона на беду вела себя прилично в рамках традиций и Хоту Матуа не в чем было её упрекнуть. Однако, когда она садилась на колени к кому-нибудь из парней, он готов был рычать от гнева и аж до крови кусал нижнюю губу, чтоб дурное слово не вырвалось ненароком из его рта. А девчонка знай себе улыбалась и строила ему глазки.
В культуре народов Полинезии мана – это энергия, которая пронизывает Вселенную. Однако, порции маны распределяются, отнюдь, неравномерно между живыми существами. Тем, кому повезло иметь больше маны –обладают привлекательностью, здоровьем и удачливы в делах.
В итоге Хоту Матуа так разнервничался и даже похудел, что отправился к шаману.
Тот, как обычно, сидел у костра, подбрасывая в огонь душистые травы от чего вокруг стелился пахучий белый дым.
Остановившись на расстоянии нескольких шагов, юноша замер в нерешительности.
- Что тебе нужно Человек-Путь? – поинтересовался шаман, не поворачивая головы.
- Почему ты называешь меня Путь, если я никуда не иду? – вопросил юноша.
Вместо ответа шаман подвинулся, жестом приглашая юношу сесть рядом. Некоторое время они сидели молча. Шаман ворошил палкой угли, Хоту Матуа терпеливо ждал. Молодому человеку не следует начинать разговор первым, тем более с шаманом.
Наконец, шаман соизволил говорить.
- Твоё время приближается Человек-Путь, - спокойно сказал он, по-прежнему не глядя на юношу, - Мой старый приятель Вирему Тита на днях заканчивает самую лучшую в его жизни хокулеа. Ты отправишься в океан для того, чтобы найти остров.
- Остров? – переспросил поражённый Хоту Матуа.
- Именно! Остров. Новый, достаточно большой и удобный для жизни.
Сердце Хоту Матуа подпрыгнуло от счастья. Наконец-то! Ему доверяют настоящее дело! Однако, в голове тут же пронеслась целая вереница вопросов, которые он, впрочем, не решился высказать вслух.
Продолжение повести о приключениях полинезийских мореплавателей читайте в следующей публикации!
А начало - Здесь!