Найти в Дзене
Этносы и Человек

Остров (начало)

Всякий раз взбираясь на небо, Бог Солнца Танэ наблюдал одну и ту же картину, вселяющую тихую радость и умиротворение. Посреди бесконечной глади океана рассыпалась группа весёлых островков. Два самых крупных острова смотрят друг на друга, словно муж и жена. Остров – муж, он крупней и шире, зовётся Савайи. Его жена носит имя Уполу. Рядом сгрудились их дети – маленькие островки. Так выглядит архипелаг Самоа. Танэ – бог солнца, деревьев и птиц в полинезийской мифологии. Уполу, якобы, так звали первую жительницу острова. В конце 19 века именно на остров Уполу переселился известный писатель Роберт Льюис Стивенсон Мне показалось интересной задумка описать историю жителей одного острова в виде художественной повести с небольшими документальными вставками, объясняющими быт и культуру полинезийцев. О каком острове пойдёт речь? Это пока сюрприз для внимательного читателя! Итак! Вулканического происхождения горы на двух главных островах щедро поросли древовидными папоротниками. В многочисленных

Всякий раз взбираясь на небо, Бог Солнца Танэ наблюдал одну и ту же картину, вселяющую тихую радость и умиротворение. Посреди бесконечной глади океана рассыпалась группа весёлых островков. Два самых крупных острова смотрят друг на друга, словно муж и жена. Остров – муж, он крупней и шире, зовётся Савайи. Его жена носит имя Уполу.

Рядом сгрудились их дети – маленькие островки.

Так выглядит архипелаг Самоа. Танэ – бог солнца, деревьев и птиц в полинезийской мифологии.

Уполу, якобы, так звали первую жительницу острова. В конце 19 века именно на остров Уполу переселился известный писатель Роберт Льюис Стивенсон

Мне показалось интересной задумка описать историю жителей одного острова в виде художественной повести с небольшими документальными вставками, объясняющими быт и культуру полинезийцев. О каком острове пойдёт речь? Это пока сюрприз для внимательного читателя!

Итак!

Вулканического происхождения горы на двух главных островах щедро поросли древовидными папоротниками. В многочисленных расщелинах образовались озёра, питающиеся от мелких ручьёв и речушек.

Благоприятный климат – температура в течении года редко опускалась ниже +18 и не поднималась выше +30 градусов располагала к развитию всякой живности от пауков до человека. Но самыми многочисленными и крикливыми обитателями архипелага были птицы.

Птицы заселили горы и леса. Их было так много, что гнёзда лепились почти вплотную друг к другу, а помёт служил великолепным удобрением для растений нижнего яруса.

Люди, собаки, свиньи и крысы ютились в низине. Их деревушки располагались между горами и океаном.

На берегу всегда дремали, уткнувшись острыми носами в песок, длинные и узкие лодки-долблёнки, На рассвете мужчины отправлялись в океан, прихватив с собой длинные, плетёные женщинами рыболовные сети.

И ни разу великий Тангароа – бог-повелитель воды и всех её обитателей не оставлял племя, к которому принадлежал Хоту Матуа без рыбы.

Когда ловцы возвращались и втаскивали на берег добычу - от обилия блестящих на солнце рыбьих тел рябило в глазах. Добычу делили поровну на всех. Хотя нет, всё- таки вождю и шаману доставалось больше, чем другим.

Поскольку сам Хоту Матуа был девятым сыном вождя, его просто распирало от гордости и он задирал нос перед прочими мальчишками.

Братья Хоту Матуа давно уж исплавали все окрестности, а самый старший брат Таане Араи успел побывать аж за пределами второго круга.

Вселенная в понимании полинезийцев устроена следующим образом;

  • родной остров – центр мироздания,
  • далее кругами расходятся знакомые острова,
  • ещё дальше: второй и третий круг - малоизученные острова, четвёртый круг- абсолютно неведомые острова,
  • пятый круг и дальше – "открытый космос". То есть планета в представлении полинезийца выглядит, как бесконечный океан.

Какой мальчишка не мечтает о великих путешествиях? Хоту Матуа тоже мечтал. Вечерами, когда у костра собирались одни мужчины, а женщины и несовершеннолетние дети уже спали в своих хижинах. Хоту Матуа тайком пробирался к костру, чтобы послушать рассказы бывалых мореплавателей. Таковых в племени было всего двое, оба уже беззубые старики. Оба в зрелые годы отправились вслед за солнцем и благополучно избегнув страшной гибели в желудках акул, вернулись назад. Тела их с головы до ног покрывали татуировки с подробным описанием приключений и картами звёздного неба.

На теле самого Хоту Матуа не было пока не единого знака и потому никто не видел в нём Человека.

Татуировка в полинезийской культуре играет ту же роль, что в нашей паспорт.

Мальчик с нетерпением и страхом ждал того дня, когда старый шаман, вооружившись острой рыбьей костью и соком магических растений, которые он собирал в горах исключительно в полнолуние, выколет на его спине и груди первые отличительные знаки, которые расскажут о нём, куда больше, чем данное при рождении имя.

И то, что весь этот процесс будет сопровождаться мучительной болью он знал. Подслушал как-то разговор старших парней. Говорить вслух об этом вообще-то не разрешалось. Те двое парней обсуждали запретную тему полушёпотом, они попросту не подозревали, что Хоту Матуа притаился за кустом акации. Зато ему удалось разузнать кое-какие подробности о предстоящем посвящении. Однако, у него хватило умишка не болтать лишнего. Ведь за это могло здорово влететь от старших.

Самый день посвящения никогда не объявлялся заранее. Однако, все знали, что это происходит с мальчиками между двенадцатью и тринадцатью годами и непременно в сухой сезон. Ибо, в дожди, которые случались с ноября по март почва под ногами превращалась в скользкую кашу и в это время все, включая шамана, сидели и скучали в своих хижинах.

-2
Жилище полинезийца устроено с учётом природных и климатических особенностей. Из-за повышенной влажности в регионе строились дома приподнятые над землёй. Материалом для стен служили, как правило, циновки. Крышу покрывали пучки травы. Такое жильё имело ряд преимуществ и прежде всего хорошую вентиляцию и защиту от солнца.

Продолжение ЗДЕСЬ!

А скоро на канале выйдет видео по теме Полинезия!

Спасибо за внимание!