«Яндекс» запустил программу монетизации Telegram-каналов: в них теперь будут публиковаться рекламные посты, подходящие по тематике. При этом всё происходит автоматически: владельцу канала нужно добавить бота с правом публикации, и тот сам будет постить рекламу.
При этом реклама уже будет промаркирована в соответствии с законодательством, «Яндекс» выступает оператором рекламных данных. Владелец канала сможет указывать, в какое время публиковать рекламные посты.
Монетизировать можно каналы, имеющие не менее 2 тысяч подписчиков, созданные не менее 3 месяцев назад и содержащие публикации не старше двух недель, а также имеющие не менее 100 просмотров в сутки на публикацию – то есть, под эти критерии подходит практически любой канал с живой аудиторией.
Самое интересное – это сама схема монетизации. «Яндекс» будет платить за количество просмотров рекламы в течение 48 часов с момента публикации. При этом ставка за просмотр будет динамической: он будет зависеть от тематики, времени, частоты публикации объявлений, показателей вовлечённости – и при этом финальная цена будет формироваться на основе аукциона, примерно как в случае с баннерной рекламой.
Поэтому сейчас невозможно сказать, будет ли пост, размещённый через «Яндекс», более прибыльным или менее прибыльным по сравнению с обычным рекламным постом, который владельцы канала продают самостоятельно. Но, судя по критериям отбора, система монетизации больше направлена на микроинфлюенсеров, не имеющих какой-то специфической аудитории и медийного веса с точки зрения лидерства общественного мнения. Они обычно размещают рекламу других каналов, сообщают о скидках и промоакциях и т.п., то есть, занимаются чисто медийной рекламой.
Более крупные каналы зарабатывают в основном на нативной рекламе, и решение «Яндекса» для этого не подойдёт по нескольким причинам. Во-первых, бот не сможет написать нативный пост, во-вторых, весь эффект нативности пропадает при рекламной маркировке (поэтому такие посты продают как размещение информационных сообщений, а не рекламу). В-третьих, нативная реклама стоит дороже медийной и эффект от неё измеряется не количественными показателями, а качественными. То есть, важно не сколько людей прочитали эту рекламу, а какие это люди.
Однако для мелких каналов единственной альтернативой «Яндексу» являются CPA-программы типа Perfluence, в которых владелец канала размещает партнёрскую ссылку и получает оплату за целевые действия – покупки, регистрации, скачивания и т.п. Ключевым недостатком этого решения является непрозрачность, т.к. проверить реальное количество целевых действий невозможно. Кроме того, при работе по этой схеме контакт с брендом происходит бесплатно для рекламодателя, а владелец канала никак не может повлиять на количество целевых действий: если само рекламное сообщение непривлекательно, то действий не будет, а рекламный слот при этом будет заполнен. Поэтому такая схема работы выгодна обычно только для рекламодателя. Площадка же «выжигает» аудиторию многочисленными рекламными постами и теряет её лояльность.