Старые винилы. Диск 51: «Мир Эдит Пиаф» 1972 г. LP «Мелодия». Продолжение.
У сильных людей, ярких творческих натур всегда получалось живо и чувственно отразить свои личные трагедии в самое высокое искусство. Эдит Пиаф была знаменита своим образом уличной певички, которая на простом и грубоватом языке говорила о любви. Да так, что ее слушали и восхищались, как аристократы, так и простой народ. Неважно, что твое детство прошло в борделе, а юность на парижских улицах.
Пластинка с песнями Эдит Пиаф была у нас дома давно. Я не помню, чтобы отец слушал ее, а вот мама постоянно ею восхищалась. Этот рокочущий голос неведомой француженки уже в детстве меня интриговал и нравился своим напором и энергией. Одна из песен с нехитрым припевом «Падам, падам!» стала моей любимой и запомнилась навсегда.
Со временем я стал собирать ее пластинки, а потом компакт-диски. Началось все с того, что мой хороший приятель Александр попросил дать ему почитать книгу Симоны Берто «Эдит Пиаф». А мне он дал записать на кассету ее песни с компакт-диска. Так началась моя коллекция Эдит Пиаф. И можно сказать, что я один из преданных поклонников ее творчества. Поэтому всегда внимательно следил за каждым новым осмыслением ее творчества.
Жизнь в розовом свете, как сломанный калейдоскоп, где все стекла черного цвета
Я посмотрел биографический фильм «Жизнь в розовом цвете» («La Môme») («Малышка») режиссера Оливье Даана 2007 г. со смешанными чувствами. С одной стороны весьма богато подобранная фактура – сцены, костюмы, автомобили. Актриса Марион Котийяр хорошо играет, даже русский актер Жерар Депардье убедителен в роли первого работодателя Папаши Лепле – широкая морда харизма в дорогом костюме уверенно держится среди ресторанных столиков. Постановка сцен в публичном доме, на боксерском ринге, в кабаках и на эстрадных подмостках – мое уважение.
Мне непонятен формат фильма – какая-то временная нарезка идущая одновременно навстречу друг другу из прошлого и последних дней Эдит Пиаф. Несмотря на внушительный хронометраж 2 часа 20 минут смотрится легко, но не заставляет глубоко проникнуться. Как в глянцевом журнале -- листаешь яркие страницы, но не цепляют. Не успеваешь прочувствовать за героиню ее боль и понять, что происходит. Режиссер сделал блюдо в соответствии со своим именем – смешал все в кучу.
Не раскрыт вздорный, хамский характер Пиаф, несмотря на тяжелое детство. Предпосылок к этому не видно. По фильму получается, что все ее любили – отец, бордельные девочки, подруга Момона, композиторы, продюсеры. Мельком показали спившуюся мать, а что за этим стоит – нет. Все слишком быстро. Не видна недолюбленность. Желание большой и чистой любви Эдит Пиаф осталось за кадром – только сама сюжетная линия с Марселем Серданом, главной любовью певицы.
Почему она уже в юности решила, что станет звездой? Ведь для этого зрителю надо показать ключевые триггеры, сыгравшие свою роль в нужный момент. В фильме все показано мельком без нужной фокусировки.
То что у Эдит Пиаф родилась и умерла дочь я узнал не из невнятной сцены в больнице, где нам говорят, что у девочки не было шансов выжить, а потому, что я читал книгу про Эдит Пиаф ее подруги Симоны Берто. А как непосвященный зритель поймет – чей ребенок, откуда он взялся, почему? Период Второй мировой войны вообще не раскрыт – где она была и что делала? За что убили Папашу Лепле и почему обвиняли в этом Эдит Пиаф?
Много деталей, которые при переводе теряют свой смысл, французский колорит. Те же самые песни, распеваемые девушками в борделе, зрителю не понятно – похабные, антиклерикальные или любовные они. Или когда отец Эдит Пиаф в окопах Первой Мировой войны усмехается «Сам Клемансо меня поздравил!» – я только усилием воли вспомнил, что это премьер-министр Франции того времени.
Многие говорят, что теперь зритель захочет прочитать и полезет в интернет, чтобы узнать. Так вот, я разочарую вас – не захочет и не полезет! Современное инфантильное поколение, не способное прочитать больше пары абзацев, помещающихся на одном экране смартфона, сразу отбросит ваши хотелки. Если это больше, чем ролик ТикТока, что увы и ах!
У фильма нет глубокой драматургической идеи, центрального хребта, на котором держится внимание зрителя. Может не надо было в одном фильме делать попытку объять необъятную тему, лучше разложить на 10-12 серийный сериал, как любит делать «Первый канал» -- с «Колчаком», «Лещенко» и «Вертинским», к примеру (согласен, неудачные).
А послевкусие у меня сложилось такое – как после «Спасибо, что живой», где нам показали, какая наркотическая зависимость была у Владимира Высоцкого и как все боролись, чтобы достать ему наркотиков.
Здесь главный разрушитель Эдит Пиаф – алкоголь, а потом наркотики, показаны без причинно-следственной связи. Почему шприцы валяются на постели, и она не может без укола выйти на сцену? Почему бухала, как не в себя? Что стало посылом к этому?
Почитал восторженные отзывы про фильм и удивился – его что, одни домохозяйки смотрели? У-сю-сю, как актриса хороша, лю-лю-лю, какая трагедия, какой масштаб… Он неинтересный, нет в нем изюминки, чтобы захватывал в самом начале и не отпускал. Я все время посматривал на время – сколько осталось. Кроме развенчания великого образа Пиаф – что стала разваливающейся старухой в 44 года и много пила, никакого воспоминания о фильме нет.
Лучше просто слушать песни Эдит Пиаф и не знать про этот фильм. Чем мы и займемся.
Сторона 1. Продолжение. Начало.
6. «Француженка Мари» («Marie La Francais») (M. Philippe Gérard -- Jacques Larue).
Грустная песня о «девочке плохой жизни» Мари, портовой девушке с низкой социальной ответственностью. У нее все плохо, но мать-старушка верит, что она в теплых странах замужем за шикарным богатым мужчиной и забыла о ней. Короче, напрасно старушка ждет дочку домой… Ее засосала опасная трясина… Как говорится у классиков.
Дело в том, что детство Эдит прошло у своей бабушки, которая содержала бордель. Все девушки из «веселого дома» ухаживали за ребенком, приносили конфеты, водили в церковь. По легенде бабушка подмешивала вино в молоко, чтобы ребенок крепко спал и меньше водился с проститутками.
Она выросла среди женского несчастья и разбитых судеб, слышала множество слезливых историй, видела всю подноготную публичного дома. В ее творчестве есть много песен, связанных с несчастными женщинами. Песня была написана в 1956 г., когда Эдит Пиаф сделала очередную попытку завязать с алкоголем и наркотиками.
Композитор великой песни Пиаф досаждал министру нацистской пропаганды Геббельсу
7. «Padam, Padam» (Norbert Glanzberg -- Henri Contet).
Великая песня великой певицы появилась благодаря еврейскому композитору Норберту Гланцбергу, писавшему музыку на киностудии к немецким фильмам 20-30-х гг. Но массовые гонения на евреев в Германии привели многих к эмиграции во Францию. Сам тогдашний гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс упомянул в своем выступлении Гланцберга: «Этот маленький галицийский еврей Гланцберг слизывает у молодых светловолосых композиторов масло с хлеба». Польский еврей, он бежал от преследований нацистов в Париж, затем в Марсель.
Однажды небольшому ансамблю Гланцберга (аккордеон, контрабас, он сам — за роялем, гитаристом же был легендарный цыган Джанго Рейнхард) довелось аккомпанировать маленькой певице. На ней болталась бесформенная одежда, на ногах были массивные ботинки, говорила она так, что Гланцберг не разобрал ни слова, а петь не умела вовсе. Голос звучал одновременно и скрипуче, и пронзительно, и к тому же почти не был поставлен. Тогда никто не предвидел, что через несколько лет Эдит Пиаф станет всемирно известной звездой шансона.
И Гланцберг никак не мог предположить, что однажды от этой малышки будет зависеть его жизнь. А вскоре Пиаф вспомнила о мелодии с пульсирующим мотивом, которую Гланцберг наиграл ей еще в 1942 году. Она позвонила поэту Анри Конте: «Анри, вот мелодия, сочиненная Норбертом, которая преследует меня повсюду. Моя голова просто гудит от нее. Мне быстро нужен чудесный текст». И стала по телефону напевать: «Tada-tada-tada!».
Конте озарило: «Вот оно! Нет более прекрасной истории для шансона! Слова Эдит просто нужно обратить в поэзию! Padam, рadam — как биение сердца. Padam, этот мотив преследует меня день и ночь, он приходит издалека и сводит меня с ума!»
15 октября 1951 года песня «Padam, Padam» была записана на пластинку. Этот шансон обрел бессмертие, воплотившись в бесчисленных версиях и став легендой двадцатого столетия, а с ним и они — Эдит Пиаф и Норберт Гланцберг.
Меня, целиком захватив,
Преследует старый мотив,
Пришедший из прошлого звук,
Заигранный тысячей рук.
Он мучит меня и терзает,
И только открою я рот,
Как он меня перебивает,
И мне говорить не даёт,
И поёт, словно зовёт:
Zaz
Сторона 2.
Один гимн любви маленькой женщины для всего человечества
8. «Гимн Любви» («Hymne à L'amour») (Marguerite Monnot -- Edith Piaf).
Знаменитая песня певицы посвящена ее возлюбленному Марселю Сердану, чемпиону Франции и Европы по боксу, трагически погибшему в авиакатастрофе в 1949 г. Она узнала о несчастье утром – Марсель должен был разбудить ее, но страшное известие о катастрофе прервало ее сон. В тот же вечер на сцену зала «Версаль» Эдит вынесли на руках – идти она не могла. Она остановила аплодисменты публики и тихо сказала: «Я спою сегодня в честь Марселя Сердана». Публика замерла в отчаянии, Пиаф в каком-то мистическом экстазе запела «Гимн Любви».
В 1983 году об этой истории Клод Лелюш снял фильм «Эдит и Марсель», где в роли Марселя выступил его сын, тоже Марсель. В процессе съемок Лелюш женился на исполнительнице роли Эдит Пиаф. В 2007 г. в фильме-байопике «La Môme» («Малышка») тоже рассказана эта история – актриса Марион Котийяр получила за него Оскар.
Kay Starr
Mireille Mathie
Гелена Великанова
Patricia Kaas
Celine Dion
Фубуки Косидзи 越路吹雪
Lara Fabian
Эдит Пиаф находит успокоение в работе и замужестве
9. «Пока Есть Время...» («Tant Qu'il y Aura Des Jours») (Marguerite Monnot -- Michel Rivgauche).
Очередной любовный эпик-зонг «Пока Будут Длиться Дни» прозвучал в фильме Марка Бристеля «Les amants de demain» («Любовники завтрашнего дня»)1958 г. В этой ленте Эдит играет некую даму Симону, хозяйку скромного пансиона «Герань», расположенного в пригороде Парижа. В этом пансионе скрывается от полиции мужчина, убивший свою жену. Именно с ним у Симоны начинается идиллический любовный роман. Уже подточенная болезнью, в этом фильме Пиаф в последний раз появилась на экране.
Покуда будут длиться дни,
Будут говорить: «я тебя люблю»,
И клятвы любви
Будут всегда теми же.
Так как говорить о любви,
Нет проблемы, нетрудно,
Будут всегда повторять:
«О, моя любовь, я тебя люблю»
10. «В Гамбурге» («C'est à Hambourg») (Marguerite Monnot -- Claude Delécluse, Michèle Senlis).
Первым событием 1955 года в артистической жизни четы Пиаф-Пиллс стали выступления в «Олимпии». А двадцать седьмого января Пиаф впервые выступает в мюзик-холле на бульваре Капуцинов с новыми песнями. Их пять: «Под Этим Солнцем» и «Сострадание» на стихи Жака Ларю, «Вот, Наконец, и Весна» Рене Рузо и Маргариты Монно, «Легенда», которая еще раз напоминает о том, что сама Эдит иногда является и автором слов, и исполнителем (на сей раз музыку написал Жильбер Беко), а также «Гамбург», еще одно творение Маргариты Монно и двух поэтов, Мишеля Санлиса и Клода Делеклюза.
В Гамбурге под дождливым небом,
Когда медленно плывут облака,
Как уплывают тяжелые шаланды,
Вдоль набережных, подыхая от скуки,
В Гамбурге или еще где-то
Всем парням, страдающим от отсутствия любви,
Всем парням с тех пор, как мир стоит,
Я раздаю мечту от всего сердца.
11. «Счастливая!» («Heureuse») (Marguerite Monnot -- René Rouzaud).
Именно так называется песня на стихи Рене Рузо и музыку Маргариты Монно, которую Эдит впервые исполняет в «Тридцати шести свечах», популярной передаче Жана Ноэна, продюсера, драматурга и сценариста. «Я ее особенно люблю, -- признается Пиаф журналисту, пришедшему, чтобы взять у нее интервью в последний день декабря 1953 года. -- Может быть, она просто пришлась как раз кстати». Это был период короткого первого замужества Эдит Пиаф с Жаком Пиллсом, певцом-земляком на 20 лет моложе певицы. Она много работала, путешествовала, лечилась от наркотической и алкогольной зависимости.
Совершенно счастлива,
Счастлива, несмотря ни на что,
Счастлива, счастлива, счастлива...
Это нужно,
Я этого хочу,
Любовь моя, для нас же обоих.
Продолжение следует.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.
Предыдущие материалы по теме «Листая старые винилы»:
Диск 32: Renato Carosone «Carosello Carosone» 1976 г. О веселом неаполитанце замолвите слово