После Сталинградской битвы генерал-лейтенанту В.И. Чуйкову и личному составу 62-й армии дали небольшой отдых. Но уже в марте 1943 года армию передали в состав Юго-Западного фронта и отправили в район Купянска и Сватово на Северский Донец.
После переформирования в армии осталось всего лишь три подразделения, которые принимали участие в Сталинградской битве: 39-я гвардейская дивизия под командованием генерала С.С. Гурьева, 74-я гвардейская дивизия под командованием генерала В.П. Соколова и 79-я гвардейская дивизия под командованием генерала Н.Ф. Батюка.
Остальные дивизии были ротированы на другие части и соединения, имеющие так же богатый боевой опыт.
А в апреле 1943 года Ставкой Верховного главнокомандования было принято решение о переименовании 62-й армии в 8-ю гвардейскую.
Изменилась и оперативная обстановка. Василию Ивановичу и его армии теперь вместо городских боев предстояло вести бои на открытых территориях Украины.
Зная наступательный потенциал генерала Чуйкова, ему так же было предписано в случае острой необходимости быть готовым к ведению наступательный действий.
В.И. Чуйков понимал, что теперь предстоит сражаться в совершенно других условиях, поэтому времени не терял. Он встречался с другими командирами. Перенимал опыт, что называется, на ходу.
Особо полезной для Чуйкова оказалась встреча с генералом армии Н.Ф. Ватутиным, который щедро делился своим опытом.
«Очень были для меня полезны встречи с генералом армии Николаем Федоровичем Ватутиным. Он подробно рассказал мне о прорыве немецкого фронта на Дону в ноябре 1942 года, о продвижении наших войск от Дона до Северского Донца. Его рассказы были крайне интересны. Он никогда не преуменьшал силы противника, не переоценивал и наши успехи».
По обстановке В.И. Чуйков понимал, что большое сражение уже не за горами.
ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ "ПОЛЕ БРАНИ"
5 июля 1943 года началась Курская битва
8-й гвардейской армии ставилась следующая задача: форсировать реку Северский Донец, прорвать оборону противника в районе Барвенково на Красноармейск совместно с войсками Южного фронта, наступающего от реки Миус на Сталино (Донецк), разгромить донбасскую группировку противника и в итоге выйти к Днепру.
По началу переправа через Северский Донец проходила по намеченному плану. Подразделениям удалось переправиться, кому в плавь, кому на лодках и в ожесточенных боях овладеть несколькими линиями обороны противника на противоположном берегу.
Далее были наведены понтонные мосты для переправы тяжелой техники и артиллерии.
Но, несмотря на все предпринятые усилия, атаки бойцов 8-й гвардейской армии стали захлебываться, и, по сути, ни на одном из участков не было достигнуто каких-либо ощутимых успехов.
Впоследствии, со слов пленных немецких офицеров стало понятно, что немецкое командование имело в своем распоряжении информацию о планах наступления Юго-Западного фронта.
Это, конечно, было слабым утешением для В.И. Чуйкова, поскольку командующий Юго-Западным фронтом Р.Я. Малиновский требовал решительных наступательных действий.
Стоит ли говорить, что чувствовал в эти минуты генерал Чуйков? Ведь это было его первое сражение после Сталинградской битвы.
В тех боях не выдержало сердце прославленного комдива Николая Филипповича Батюка.
Во второй половине июля 1943 года командующий Юго-Западным фронтом Р.Я. Малиновский отдал приказ В.И. Чуйкову временно прекратить наступление и закрепиться на завоеванных рубежах.
Вот так закончилось первое сражение генерала Чуйкова после Сталинградской битвы.
Так почему же генерал В.И. Чуйков проиграл свое первое сражение после Сталинградской битвы?
Вопрос риторический.
Но я твердо уверен в одном, что никто не вправе осуждать В.И. Чуйкова, тем более что впереди у него было много славных побед и две звезды Героя Советского Союза.
А вы что думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Если вам понравилась статья, поддержите её отметкой 👍!