Найти тему

Без чего невозможно продолжить путь музыканта после окончания музыкальной школы? Практический вывод специалиста

Оглавление

И также после окончания училища и тем более музыкального вуза. Вышла интрига, но не буду тянуть с ответом.

Невозможно сформироваться полноценным, независимым, мотивированным музыкантом без умения мыслить и работать с музыкой самостоятельно.

Сейчас радушно открываю кладезь личного опыта для пользы интересующихся, как практикующий музыкант, прошедший долгие и насыщенные пути-дороги музыкального образования, и также преподаватель.

Из стенограммы беседы с А. Б. Гольденвейзером во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984
Из стенограммы беседы с А. Б. Гольденвейзером во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984

Исполнительская техника, элементарное знание музыкальной грамоты и отметки в дневнике/аттестате/дипломе очень важны, но они не имеют достаточной эффективности для дальнейшего развития и в целом для музыкального будущего при условии отсутствия умения быть самостоятельным в своём деле на уровне осознанности (здесь имеется ввиду не чисто механическая работа за инструментом).

Почему не все могут работать самостоятельно

Полученные знания и опыт в любом музыкальном учреждении не имеют своего пункта назначения, а следовательно, шанса быть реализованными в дальнейшем при невозможности делать какие-либо выводы и шаги в работе над произведением без своего наставника.

Причина этому – неумение исследовать музыкальный материал, прослеживать причинно-следственные связи его развития, его драматургии, а также определять и анализировать свои ошибки.

Это своеобразное проявление детскости восприятия и образа мысли в отношении к занятиям музыкой и к самой музыке, ответственность за преобразование которых во взрослое мышление по большей части лежит на плечах учителя. Об этом здесь же немного позже.

Возможно, для фактического ребёнка это нормально, однако и его нужно с мальства обучать мыслить в музыке аналитически, привить ему навыки алгоритма работы с музыкальным произведением.

Из стенограммы беседы с Г. Г. Нейгаузом во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984
Из стенограммы беседы с Г. Г. Нейгаузом во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984

Постоянная необходимость получения «разжёванного» задания и внешнего контроля над его выполнением не даёт возможности развиваться, расти, мыслить, как музыкант и, следовательно, определять самостоятельно цели и задачи в своей профессиональной работе.

Дело в том, что, когда для человека эта самостоятельность становится возможной, хотя бы в какой-то мере – это и есть проявление профессионализма. Следовательно, его основы закладываются и способны проявляться уже в детском возрасте. Но бывают обратные случаи, когда с наличием диплома специалиста человек выходит из стен храма музыки без умения самостоятельно себя «обучать» в процессе дальнейшей жизни. И в связи с тем, что учителя остаются там, в учебном учреждении, задача которого уже якобы выполнена (это можно отнести и к музыкальной школе, и к училищу) – дальнейшая полноценная а может и любая музыкальная жизнь оказывается закрытой для ученика, у кого элементарно не выработалось, не оформилось музыкальное мышление.

О музыкальном мышлении

Очень часто спрашивают, что это такое – музыкальное мышление и где его «взять».

Меня тянет раскатать гигантское полотно текста, что оправдано тематикой. Но ценя время и внимание дорогого читателя, пока изложу один из принципов, на которых выстраивается и развивается это самое музыкальное мышление.

Не просто «что», а «для чего»

И вот здесь вернусь к теме ответственности учителя за музыкальное формирование ученика.

Из стенограммы беседы с Г. Г. Нейгаузом во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984
Из стенограммы беседы с Г. Г. Нейгаузом во втором выпуске сборника «Пианисты рассказывают», Москва «Музыка» 1984

Очень важно не просто сказать, что делать в музыкальном произведении и где, а для чего именно так:

  • к чему это приводит, что получается – что в итоге звучит конкретно здесь
  • как это связано с единством всего целого, если сделать «это» и «то» вот так и так
Важно, чтобы ученик научился находить эти взаимосвязи, а не слепо (точнее глухо) старательно «отбарабанивать» часы за инструментом.
Сначала преподавателю необходимо принимать в этом значительное участие, но постепенно отходить в позицию наблюдателя и куратора (чаще так происходит уже в вузе).

Простой практический пример

Юному ученику сказано: «здесь сыграй тихо», при этом ставится соответствующий оттенок в нотах (p). Он играет, заучивает. Но не понимает разницы, почему здесь нужно сыграть именно так? Откуда вообще учитель это берёт?

Научился сам – научи другого (сама к себе обращаюсь). Потому что дальше – кульминация (ещё научи её определять), напряжённая и решающая – с оттенком ff (очень громко). А здесь, в этом моменте музыка как бы внутри, словно буря, нагнетающаяся постепенно где-то под водой. Нужно накопить напряжение, вести его к точке выхода. Иначе рушится вся драматургия произведения, если всё играть одной силой, одним цветом.

О созависимости <учитель – ученик>

К сожалению, иногда случается следующее.

Неосознанно или сознательно сохраняя свою авторитарную «родительскую» позицию в отношении ученика, преподаватель годами формирует тот стиль занятий, который невозможен без ссылки на его нужность, безусловную значимость и неотъемлемую важность для самого ученика.

Иногда, в этом кроется некоторая часть учительских амбиций и той самой черты любви и привязанности к ученикам, которая не идёт им на пользу. В этом случае учитель воспитывает созависимого от себя специалиста. А что потом?

Вывод

Музыка требует «пожизненного» отношения к себе как к предмету бесконечного исследования и обучения ему. Даже в 70 лет здесь будет чему научиться, не говоря уже о 30-ти. И этот познавательный голод должен иметь место быть, происходя именно в самом человеке, как следствие его личного движения вперёд.

В этом-то и кроется ключ к живому контакту с музыкальным искусством.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Также статья:

И образовательные материалы моего канала:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | Размышления пианистки, композитора | Дзен