1. Человек –амфибия.
Художественный фильм 1961 года, поставленный на студии «Ленфильм» режиссёрами Чеботарёвым и Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева, написанный писателем-фантастом в 1928 году. Снимали фильм в Черном море, дополняя его бедную фауну экзотическими рыбами из аквариума. Артист Коренев был практически никому не известен и его красота и неизвестность прекрасно дополняли юную но уже очень известную Анастасию Вертинскую. Девочки, посмотрев фильм, мечтали о романтике, морском дьяволе и большой светлой любви. А лица актеров стали символами эпохи, неким контрастом советской обыденности. В образе, созданном Кореневым, есть очень многое от Аватара – недосягаемость, непонятность, экзотика, грация.
2. Алые паруса.
«А́лые паруса́» — советский художественный фильм 1961 года в постановке Александра Птушко.
Анастасия Вертинская сыграла в этом фильме даже раньше чем в Человеке-амфибии, ей было всего 15 лет, но во многом фильм удался благодаря гармоничному сочетанию ее красоты, харизмы и грации. При этом ее прекрасно дополняет Василий Лановой и другие актеры фильма. Ну и, конечно, это чудесное произведение блестящего, недооцененного романтического писателя Александра Грина, которое он посвятил своей жене Нине.
3. «Обыкнове́нное чу́до»
Двухсерийный советский художественный музыкальный телефильм 1978 года режиссёра Марка Захарова. Это вторая экранизация одноимённой пьесы (1954) Евгения Шварца. Суть пьесы и соотвественно фильма – своеобразная игра в бога. Притча о выходе создания из по контроля создателя. Режиссер Марк Захаров обращался к этой идее во многих других своих работах, таких как Дом который построил Сфифт, Убить дракона, Формула любви. Эти фильмы стали символами романтки 80х, еще и из-за игры наших чудесных артистов – Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Андрея Миронова, Евгении Симоновой, Татьяны Васильевой, Юрия Соломина. Мы любили их как родных и часто цитировали в повседневной жизни.
―Ровно в полночь.
―Что в полночь?
―Приходите к амбару, не пожалеете.
4. Отель у погибшего альпиниста.
«Отель „У погибшего альпиниста“» советский фантастический художественный фильм 1979 года, созданный на киностудии Таллинфильм по мотивам одноимённого романа братьев Стругацких. По признанию критиков, оператором Юри Силлартом и художником-постановщиком Тыну Вирве была сделана поистине великолепная операторская работа, создавшая особый колорит и мощную таинственную атмосферу происходящего, заменившую собой все спецэффекты. Фильм почти полностью снят на крупных и средних планах, с использованием пейзажных съёмок, сделанных недалеко от горнолыжного курорта «Чимбулак» в местечке «Ворота Туюк-Су» в горах Заилийского Алатау над Алма-Атой (Казахстан). Фильм неоднократно отмечался призами за дизайн и атмосферность, хотя никаких спецэффектов в нем нет, его эстетика нуара передается с помощью крупных планов и музыки.
5. Кин-дза-дза
Фильм Георгия Данелии, снятый в 1987 году. Фильм интересен во-первых попыткой показать стилистику стим-панка и как бы столкнуть этот стиль и поведенческие особенности рядовых советских граждан. Антиутопия, отчасти пророческая. Советские люди против загадочного космического тоталитаризма. Цитата про «ку» и желтые штаны стала любимой народом.
6. Жажда страсти
Советский фильм 1991 года режиссёра Андрея Харитонова по рассказам Валерия Брюсова цикла «Земная ось». Один из первых отечественных триллеров, при этом очень самобытный, показавший Харитонова не просто красавчиком из фильма Овод а очень талантливым режиссером. При этом здесь опять же играет Анастасия Вертинская, а сам фильм – скорее даже не хоррор а ода серебряному веку, декадансу, дань памяти литературе и стилистике того времени.
7. «Нирвана»
Российский кинофильм, драма, снятый в 2008 году режиссёром Игорем Волошиным. Фильм посвящён проблемам молодёжи. А это уже дань декдансу 90 х. Стильный, романтичный, загадочно-атмосферный. С чудесной Машей Шалаевой в главной роли.
8. Скорбное бесчувствие.
Фильм А Сокурова по фантазийной элегии Бернарда Шоу. Программное произведение режиссера. Фильм снят и вышел в прокат одновременнос фильмом Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Это произведения своего времени, но достаточно многое предвосхищяющие.
Сюжет фильма, как всегда у Сокурова, и прост, и непрост одновременно. Он отсылает нас к Бернарду Шоу и его «Дом, где разбиваются сердца». Основной сюжет — это дом, в котором собираются разные люди в период Первой мировой войны. Они пытаются строить свою частную жизнь. Они скандалят и влюбляются, рассуждают о морали и этики, не замечая войны вокруг. В финале это им дорого стоит. А термин скорбное бесчувствие – из области психиатрии, состояние в котором пациент отказывается реагировать на окружающее…
9. Господин оформитель
Грину бы понравилась такая экранизация, здесь есть все что он любил и воспевал – мистика, холод красоты и жар страсти, вечность и сюрреализм. Удивительно подошла музыка Сергея Курехина. И Виктор Авилов смотрится в этом фильме очень органияно. Настоящий дизайнер эпохи декаданса.
https://www.youtube.com/watch?v=KRRaSW-3GMg
И опять же сюжет об ожившем произведении, вышедшем из под контроля создателя….
10. Сталкер
Как и Солярис Тарковского – фильмы-шедевры на основе не менее великих литературных произведений братьев Стругацких и во втором случае Станислава Лема. Тарковский – гений символизма и неоднозначности, великий мастер по передаче внутреннего мира и состояния человека - лишь схематично пользовался литературной основой, создавая свои миры в обоих этих фильмах сейча они конечно смотрятся сложнее, чем тогда в 80-90, но язык его по прежнему очень радует своей атмосферной эстетикой.