Да нет, могло быть хуже!
«Дама с камелиями» Джона Ноймайера - импортный балет, но уже старинный и еще не безудержно «креативный»: костюмы вполне приличные, декорации – два плетеных кресла и одна козетка, но все же имеются. Занавеса, правда, нет – вот смотрите, так выглядит сцена перед началом спектакля.
Нравоучительная картина распродажи имущества несчастной куртизанки! Еще свет в зале не потушили, а уже появляются основные и второстепенные герои. Их много. А вот кордебалета нет совсем.
Вы заметили, наверное? Так чаще всего бывает в зарубежных балетах – никаких 32 теней / виллис / дриад, зато много небольших партий для солистов. И тут рыночная экономика…
Я никак не могу перейти к самому спектаклю, потому что, говоря честно, мне было как-то уныло...
Но это только мое ощущение, оно может зависеть от многих причин:
- Я видела «Даму с камелиями» и раньше, но всегда с близкого расстояния и очень сбоку. Решила теперь купить билеты заранее, в центр, чтобы охватить всю картину… И оказалось, что она как-то не очень… Пять вальсирующих пар не могут заполнить огромную Историческую сцену, трудно отделать от чувства некоторой пустоты и незавершенности
- Конечно, многое зависит от состава исполнителей. Здесь был официально первый состав, но у меня, как всегда, свой взгляд
- Рояль не заменит оркестр, даже когда он играет Шопена. То есть, оркестр был, но очень усеченный, а половину времени звучал рояль в полном одиночестве. Для небольшого театра в Штутгарте оно, может, и хорошо, а на Исторической сцене мне бы хотелось большего звукового наполнения
И последнее обстоятельство совершенно прозаического свойства:
- Я плохо переношу кондиционеры, а тут сифонит в спину так, что уже к середине первого акта все мои мысли были о том, как бы не чихнуть в самый неподходяще-трагический момент!!
Зато большинство зрителей были в восторге, душевно хлопали, клаке даже не понадобилось «браво» кричать профессиональными голосами. На поклоны осталось половина зала, что бывает крайне редко, обычно все сразу бегут в гардероб. С другой стороны, сейчас лето…
Ну вот, теперь вы знаете, что к моим впечатлениям надо относиться взвешенно, можем и начать.
Да, кстати! Если с бессмертным произведением Дюма-сына вы еще не встречались, то вот, может ознакомиться (перевод 1912 года). По мне – зеленая тоска. Зато уйма театральных постановок и экранизаций, даже в немом кино.
Итак, главные герои – Маргарита Готье и Арман Дюваль, Светлана Захарова и Денис Родькин. «Насмотренные» зрители были определенно счастливы снова видеть их совместное выступление после заметного перерыва. Мне тоже эти артисты очень нравятся. Но только по отдельности, мне кажется, они друг другу не очень подходят.
Это еще не все!
Светлану Захарову я больше видела в современных постановках, и действительно, ее присутствие может примирить даже с ржавым трактором в «Чайке» (это не та «Чайка», другая). А уж «Шанель» - это просто блеск!
Но страдающие женщины… ну нет! Послушайте, я сижу с биноклем и хорошо вижу, какая здесь бездна мастерства. Но что поделать, если оно меня не трогает?
Денис Родькин работал честно, как с самого начала при виде распродажи в доме Маргариты бесстрашно хлопнулся об пол со всего размаху – я даже испугалась, не сломал бы он себе чего, так дальше и продолжал в стиле своего непостоянного героя метаться от безумной любви к столь же неистовому презрению. Правда, отдыхая от сложных вариаций у ног предмета своей страсти, он слегка отвлекся и смотрел вовсе не в ее сторону, а на зажигательные коленца, которые выкидывал перед его носом развеселый Гастон Рье.
Я предупреждала, что будет «много буков»? Потому что и персонажей больше привычного нам. Это ж вам не какое-нибудь «Лебединое озеро» - одна героиня, один герой, один антигерой.
Тут аж три ведущие пары, еще одна барышня и еще два джентльмена, все в исполнении прим и премьеров!
У главной пары есть в некотором роде «двойники» - Манон Леско и кавалер де Грие. Вроде бы все присутствующие просто смотрят балет из прошлой жизни, а потом эти герои появляются сами по себе, как наваждение. Правда, на мой взгляд, их надо было бы поменять местами, это ведь де Грие, как и Маргарита, всем пожертвовал ради любви, а не Манон… Но не суть.
Галантный 18 век представлен Марией Виноградовой и Семеном Чудиным. Опять! Помните, я их видела в восстановленном балете «Марко Спада»? Они оба просто чудо как хороши, им удивительно к лицу эти куртуазные манеры!
Манон так трогательна в своем легкомысленном кокетстве, с которым она сама не может сладить, а де Грие – молодой человек из хорошей семьи, его незыблемая верность возлюбленной, вступившей на преступный путь причудливо, но вполне логично проистекает из его же природной добропорядочности.
Третья пара, напротив, антиподы меланхоличных главных героев. Это жизнерадостные прожигатели жизни Прюданс Дювернуа и Гастон Рье – Мария Мишина и Михаил Лобухин.
Нельзя не отметить своеобразное чувство юмора Дюма-сына: это же надо было дать барышне с пониженной социальной ответственностью имя Прюданс – «благоразумие»!
Тут, как выразился бы лейтенант Коломбо, я в затруднении… Михаил Лобухин, если не ошибаюсь, исполняет эту партию с самой премьеры, а для Марии Мишиной вчерашнее выступление стало первым. Я ее видела только в небольшой партии Девушки в «Анюте».
Это такая скромная русская красавица, самоотверженная декабристка или верная подруга Гриши Добросклонова. Технику оценивать – не моя задача, я не конкурсное жюри и даже не «насмотренный» зритель, который всегда лучше балерин знает, как им фуэте крутить. Кажется, с техникой все в порядке. Просто французская девушка – это совсем другое, хоть с ответственностью, хоть без!
Скажу честно, мне очень не хватало Кристины Кретовой, которую я видела в этой партии раньше. Вот она, на мой взгляд – самая французистая француженка в театре, с неподдельным «искусством жизни», оно так и брызжет со сцены, само собой создавая у зрителя праздничное настроение, хотя бы к нему не было и никаких причин. Вот этого легкого, ненатужного праздника мне и недостало…
При таких обстоятельствах добродушный бонвиван Гастон Рье – Михаил Лобухин – веселил публику, как мог, ни минуты не усидев спокойно, все время кого-то на сцене приветствуя, с кем-то разговаривая, кого-то похлопывая по плечу, с кем-то раскланиваясь…
Кстати, вот интересно: когда артисты изображают на сцене живую беседу, о чем они говорят на самом деле? Наверное, обсуждают нас, зрителей…
Так вот, не вина артистов совсем, что публика в моем лице веселилась не очень – сами понимаете, насморк… Зато все другие зрительские лица были, похоже, довольны – я же вам говорила, хлопали необычайно долго.
Но и это еще не все!
Третью «безответственную» барышню зовут Олимпия – это Анастасия Сташкевич. Мне понравился этот образ: такая беззлобная, даже простодушная девушка, совсем не желающая обидеть старшую коллегу по древнейшей профессии Маргариту. Ну соблазнил ее Арман – так надо же было заранее предупреждать, что он как бы занят?
Премьер в совсем небольшой партии – Вячеслав Лопатин. Его граф N – неудачливый ухажер Маргариты. Он почти постоянно присутствует на сцене, хотя никаких действий вроде бы не производит. Или я этого просто не увидела?
И еще один дебют: Руслан Скворцов – старший Дюваль. Только он появился на сцене, и сразу стало ясно – от этого персонажа с идеально прямой спиной добра не жди, сейчас он всем укажет, что и как им делать! Хотя собственного танца у него немного, зато есть очень большой и важный дуэт с Маргаритой с множеством поддержек и разных комбинаций, которые я не знаю даже, как и называются. Зрители всегда рады видеть Руслана Скворцова в любом качестве, даже если бы он просто стоял в уголочке, а уж таким многозначительным персонажем – тем более.
Что в итоге?
Пожалуй, даже неплохо, что продлили лицензию на этот балет. В последующих работах того же балетмейстера - «Чайке»...
...и «Анне Карениной» - нашим классикам повезло гораздо меньше, чем Дюма-сыну.
Для полноты картины вот вам рецензия профессионального критика из серьезной газеты – критик за походы в театр получает деньги, я-то – совсем наоборот...
И вот еще запись, которую предложил мне YouTube, это Парижская опера
Я сама еще не смотрела – скажите, стоит?
А вот нашла и нашу! Там, правда, не совсем наш Эдвин Ревазов в партии Армана:
И, наконец, почти первый вариант – из Гамбурга.
Марсия Хайде, мне кажется, скорее Кармен, чем Маргарита, не зря же ее называли «Каллас в балете». Но в память врезается навсегда!
Интересно же сравнить, правда?
P.S.
Предыдущие статьи о разных театрах здесь,
Про разные города и страны — тут.