"Оскар" — это высший достигаемый предел в мире кино, воплощение профессионального успеха. — Эммануил Леви. Кинокритик.
Предисловие.
Самая лучшая, самая желанная, самая грандиозная, самая спорная, одним словом, американская награда на этой планете. В этой рубрике мы будем разбирать её историю. Церемония за церемонией, оскар за оскаром, событие за событием, скандал за скандалом.
Мы будем вместе разбирать, почему те или иные фильмы были номинированы на лучшие, почему каких-то актёров оставили без оскара, а какого-то оскара без актёра.
Через призму истории, мы ответим на два главных оскаровских вопроса: всегда ли Оскар был политичен, раньше было лучше?
С каждым новым обзором церемонии, мы может сами того не желая ответим почему именно США удерживает первенство в кинематографе не только в художественном плане, но и в техническом и статистическом тоже.
Но начиналось всё с того момента, когда никакого первенства у Америки вовсе не было.
Становление империи, или вся власть продюсерам!
Чуть меньше, чем за четверть века кино, которое ещё недавно считалось аттракционом на ярмарке, превратилось в индустрию — самую прибыльную для Америки. Кино встало в один ряд с главными и самыми прибыльным отраслями промышленности: автомобильная, консервная, нефтяная и табачная. В плане своей доходности кино занимало четвертое место в экономике США.
С другой стороны, чем больше банки вкладывает деньги в картину, тем больше они хотят получить обратно. Это привело к рождению фатальной тенденции. Кассовые провалы крупнейших режиссеров того времени заставили боссов Голливуда лишний раз подумать, прежде чем продолжить сотрудничество с режиссёром, которого ещё недавно они же называли звездой.
Именно с середины и конца десятых годов на первый план выходит именно продюсер, а не режиссёр. Именно продюсеры мгновенно лишили режиссёров большей части их прежних полномочий, а именно — выбор сценария, актёров, технического персонала, места съёмок и т.д. Кинопрокат и кинопроизводство вышли на первый план.
С одной стороны, Голливуд по сей день имеет сильнейшую машину производства именно поэтому, с другой первые проблемы начались уже в 20-х годах, когда за продюсерами не стояли столь сильные авторы, которых они же сами и выкинули на обочину.
Ревущие 20-е.
20-е годы не даром называли ревущими.
Зритель устал от ура-патриотических фильмов, которые начались с того момента, когда Америка вступила в Великую Войну. Они приносили колоссальную прибыль, но после окончания военных действий, спрос на эти фильмы упал, а студии продолжали их выпускать.
Было и множество послевоенных забастовок на разных литейных заводах.
Пресса 1920-х часто привлекала внимание публики к шумным скандалам: пьяным оргиям звёзд, смерти актёров от наркотиков, сексуальное домогательство, в следствии которого была убита танцовщица, причастная не к кому-нибудь, а к знаменитому комедиографу Роско "Толстяку" Арбэклу, который в своё время был прямой конкуренцией Чаплину и Китону. Этот скандал стоил ему карьеры.
В сторону Голливуда обратили внимания религиозные организации. Пуритански настроенную публику смущали также размеры постоянно растущих гонораров, неуёмная прыть кинобогемы и кричащая роскошь, окружавшая звезд, и, что характерно для Америки, наличие самых разнообразных льгот и протекционистских тарифов, которыми избыточно пользовались представители кинобизнеса.
Уже в 1922 году киномагнаты столкнулись с новой проблемой. В борьбу с Голливудом включились Лига морали и Легион благочестия, требовавшие введения жёсткой государственной цензуры. С наскока и небрежно, но киномагнаты предприняли контратаку, учредив Ассоциацию кинопродюсеров и кинопрокатчиков. Главной надеждой на успешное разрешение конфликта стал Уилла Хейс, через которого проходил каждый фильм. Именно он был мерилом, пускай не на законодательном, но рекомендательном уровне. И если в начале эта поспешная контратака со стороны киномагнатов оказалась правильным тактическим шагом, она всё же просто выиграла время, пускай на целое десятилетие, но всё-таки не спасла кризисную ситуацию, которая после 1934 года только усугубиться в плане цензуры благодаря накопленной мощи Уильяма Хейса и его кодекса.
Но всё же самым важным аспектом, из-за которого США утратило первенство в кинематографе, стало отсутствие серьёзных авторов и их наличие в Европе. С течением времени толпа американских зрителей стали ходить на иноязычные картины, но кого тогда волновал язык, если фильмы были немыми? Шведские картины с Гретой Гарбо, авангардизм Советского Союза и революционный во всех смыслах "Броненосец Потёмкин" шедевр Эйзенштейна, который американцы назовут одним из лучших фильмов на свете. И немецкий экспрессионизм.
20-е годы в кино это годы в первую очередь Веймарской республики и если кому-то и принадлежала пальма первенства в кинематографе, то это была Германия.
К середине 20-х годов у Голливуда на повестке было сразу несколько проблем.
1) Отсутствие сильных авторов.
2) Внешне богатые, но однообразные картины.
3) Избыточный образ жизни кинозвёзд на фоне забастовок.
4) Зачатие цензуры.
5) Европейская конкуренция.
И вот на фоне этих предлагаемых обстоятельствах рождается мысль о создании киноакадемии.
Что-то новое рождается из-за кризиса.
1927 год.
События в мире:
· В Австрии произошли кровавые столкновения между рабочими демонстрантами и австрийскими национал-социалистами.
· "Шанхайская резня". Массовое истребление китайских коммунистов.
· В Фашистской Италии введён новый Уголовный кодекс, который вновь ввёл смертную казнь и упразднил суд присяжных.
· В свет выходит продолжение книги "Майн Кампф". "Цвайтес Бух".
События в Америке:
· На обложке журнала Time появляется Лев Троцкий.
· Государственный секретарь США Ф. Б. Келлог предлагает заключить Пакт об отказе от военных действий.
· В США Филипп Дринкер изобрёл аппарат искусственного дыхания.
А 11 января 1927 года состоялась встреча 36 лидеров отрасли на официальном собрании в отеле «Амбассадор», где первый президент киноакадемии объявил о её создании, библиотеке при ней и учреждении ежегодных премий за достижения в области кино.
Но ирония состоит в том, что создание Академии было задумано ещё до той встречи почти что случайно великим Луисом Бартом Майером, главой компании Metro Goldwyn Mayer.
На очередном собрании, где собрались Майер и несколько его друзей-коллег, на великого магната нагнала тоска. Майер пожаловался, что хотя кино существует уже более 30 лет и за это время достигло больших успехов, всё ещё не появился институт, который фиксировал бы и улучшал этапы его развития, занимался житейскими, насущными кинематографическими проблемами и был бы для него словно родная мать. Он хотел создать институт, который выступал бы посредником в профессиональных спорах и автономно улучшал образ индустрии, качество производство и художественную составляющую. И сначала идея о создании этого ежегодного элитного киноклуба помимо всех вышеперечисленных обязанностей состояла в том, чтобы проводить ежегодный банкет, где бы члены этого сообщества подводили итоге, тогда как о наградах и речи никакой не было. Как только эта идея была высказана, за ней последовал указ: на деле создать такой институт, выбрать его председателя, обозначить сферу деятельности и всё-таки вручать ежегодные призы.
Майер предложил назвать Академию «Международной», а в её состав утверждать только тех, кто сделал выдающийся вклад в искусство и науку кинопроизводства. Тем не менее его адвокаты посоветовали убрать слово «Международная» из названия ассоциации. Вскоре этот институт стал официально именоваться «Академией кинематографических искусств и наук».
Итак, в теории всё было готово, но главное выбрать президента Академии.
По замыслу основателей Киноакадемии, ее президентом должен был стать человек, способный символизировать мощь киноиндустрии, служа при этом громоотводом в конфликтах между различными группами и личностями. Кроме того, президент должен быть богат, так как солидный счет в банке – это гарантия независимости и неподкупности, а также свидетельство признания таланта. Президент должен пользоваться расположением высшей власти в стране, а также симпатиями миллионов зрителей.
Сам Майер им стать не мог, хотя более подходящей кандидатуры было найти сложно, но предполагалось, что его фильмы будут участниками церемонии и киномагнат не хотел, чтобы его обвинили в фаворитизме, мол, да, я президент Академии, но ведь мой фильм объективно лучший...
В результате пост президента предложили нейтральной стороне - актёру Дугласу Фэрбэнксу старшему.
Избираться президент мог каждый год и формально сколько угодно раз, но негласно было принято решение, что президент Академии не может занимать этот пост дольше, чем президент США свою должность.
И хотя Академия существовала уже в 1927 году воплощать в жизнь идею с наградами и церемониями никто не торопился. Нужно было уладить профсоюзные вопросы, создать эту самую библиотеку-архив, придумать регламент и номинации, найти помещение для проведение первой церемонии, придумать внешний вид награды, заняться рекламой Академии, договориться с газетчиками и решить прочие организационные вопросы.
До дела дошло только в 1929 году, когда и состоялась первая церемония Оскар. Хотя тогда она так не называлась. Она носило гордое и длинное название "Премия американской академии кинематографических искусств и наук". Главный художник MGM набросал внешний вид награды на первой попавшейся салфетке и на ней была статуэтка, символизирующая рыцаря с мечом, стоящего на бобине с киноплёнкой, на которой было пять отверстий, символизирующих пять отделов: продюсерский, актёрский, режиссёрский, сценаристский и технический.
1928 год.
События в мире:
· Первый полёт самолёта У-2 («Кукурузник») конструкции Н. Н. Поликарпова.
· В Турции ислам перестаёт быть государственной религией.
· Проходят IX летние Олимпийские игры в Амстердаме.
· В Великобритании возраст женщины, дающий ей право на участие в голосовании, снижен с 30 лет до 21 года.
События в Америке:
На экранах впервые появились известные персонажи Микки Маус и Минни Маус в мультфильме "Безумный самолёт".
Комплекс Ford River Rouge, автомобильный завод, начатый в 1917 году, завершен как крупнейший интегрированный завод в мире.
Элиот Несс начинает руководить подразделением сухого закона в Чикаго.
В этом же году все организационные вопросы касательно политики Академии подходили к своему завершению. С мая по июль члены академии спорили, какие именно достижения кинематографистов достойны приза. Наконец, совет управляющих утвердил проект награждений по двенадцати категориям.
И вот началась подготовка к первой церемонии награждения. Президент Академии Дуглас Фэрбэнкс старший, лишний раз напомнил членам академии, что эта премия будет высочайшим достижением из тех, которые только можно достичь в кинопрофессии. В июле 1928 года комитет предложил специальную систему голосования, которая в общих чертах закрепилась и не меняется уже почти сотню лет.
Актёры голосуют за актёров, режиссёры за режиссёров, сценаристы за сценаристов, операторы за операторов и т.д...
Коллегия судей из каждого профессионального отдела подчитывает голоса и наконец центральный совет судий с одним человеком от каждого профессионального отдела выберет победителей. Демократия. Поэтому когда возникает резонный вопрос, почему какого-то фильма нет в номинациях, то, вероятней всего потому что за него не голосовали. Исключение в регламенте голосования оставалось за категорией Лучшего фильма. Голосование было преференциальным. Что это такое и как оно работает, описано в этой статье.
Номинанты были объявлены в 1928 году, а победители за три месяца до самой церемонии, которая состоялась 16 мая 1929 года и положила начало долгой истории существования лучшей премии мира, за которой следят до сих пор, обсуждая каждую церемонию.
О том, как прошла первая церемония Оскар, можно прочитать здесь...
____________________________