Мария Марикян
ВСУ не оставляют попыток закрепиться на левом берегу Днепра. Используют хитрую тактику. Применяют умные технологии. О том, как военнослужащие группировки "Днепр" отбивают атаки, — в репортаже РИА Новости.
"Здесь их нет"
"Мы находимся на подъезде к Алешкинскому мосту. Совсем рядом идут бои, — сопровождающий боец с позывным Белый указывает на дым от свежего прилета. — Побережье — в двухстах метрах от нас. Затем — острова. А до Антоновского моста — чуть меньше двух километров".
На передовые позиции бойцы выдвигаются только ночью. Дорога пристреляна — беспилотники ВСУ считывают любое движение и сразу передают информацию артиллеристам.
"Десанта на левом берегу Днепра не было. Вэсэушники — на топких болотистых островах, где дачи жителей Херсона и Алешек. За эти острова мы и боремся. Небольшие украинские ДРГ пытаются там закрепиться, чтобы потом пойти дальше…" — Белого прерывают звуки "выходов". На том берегу открыли огонь. Офицер приказывает уходить.
"Обычно пару пристрелочных — и четко по цели, — продолжает он по пути в более безопасное место. — На этой дороге много свежих воронок, которых еще вчера не было. Плотно бомбят Алешки".
ВСУ активизировались после разрушения Каховской ГЭС. Из-за разлива Днепра российские передовые отряды оставили острова. Сняли и наблюдательные посты. Вэсэушники этим воспользовались: начали скапливаться под уцелевшим основанием Антоновского моста и оттуда переправляться к островам. У них преимущество — правый берег выше левого на сорок метров.
"И даже при таком раскладе никаких шансов создать здесь плацдарм. Технику переправить не смогут. Авиация, танки, артиллерия не дают им высунуться. Периодически пытаются подвезти боеприпасы, — говорит Белый. — Хотя некоторые наши позиции фактически смыло, они не продвинулись ни на метр".
Попытка прорыва
ВСУ пошли в атаку 30 июня. "В тот день мы, в свою очередь, получили приказ выйти к Алешкинскому мосту и организовать переправу к Антоновскому, чтобы остановить украинцев. Моя задача — управлять личным составом, — объясняет Белый. — Как только пересекли речку Конку, меня контузило, но я продолжил работу. Их артиллерия выводила из строя наши лодки, это тормозило продвижение. Приходилось ждать резервные".
Прокладывали проходы в минных заграждениях и подвозили лодки саперы. "Бежим к реке, а по нам бьет танк, — рассказывает один из них, с позывным Адвокат. — В таких условиях надо было не просто организовать транспорт, но и вывезти раненых".
Его напарник с позывным Сокол, добравшись до Антоновского моста, застрял там на пять часов. Ранило, как и многих других, ждали эвакуацию. Сперва отправляли тяжелых. Сам же выбрался в числе последних. "Посекло осколком бок", — отмахивается он.
К спасательной операции подключились и операторы БПЛА. "Это один из самых напряженных дней за всю службу", — признается боец с позывным Клен. При помощи коптеров доставлял раненым воду и лекарства.
"Птиц" хотели увести с помощью РЭБ, поэтому на ходу прорабатывали безопасные пути подлета", — добавляет дронщик.
Штурмовики тем временем действовали на островах — зачищали дома. Подбирались вплавь по болоту. Медленно, просчитывая каждый шаг.
"Ночью перед боем не спали. Мысли только о задаче. Уже там, в перерывах между обстрелами — а прилетало в шести метрах от меня, — все думал о том, что не поздравил супругу с годовщиной. Не хотелось ее волновать", — улыбается Белый.
Благодаря слаженности подразделений "Днепра" тот крупный накат сдержали.
Новая тактика
Белый на Херсонском направлении с первых дней боевых действий. Отмечает, что сейчас ВСУ активнее минируют. Кроме того, совершенствуют взаимодействие БПЛА с артиллерией и танками. Фактически объединили их в одну информационную систему.
"Однако стратегического успеха умные технологии им не приносят. И нам есть чем ответить: обходим, обманываем, опережаем", — уверяет офицер.
Разлив Днепра всем прибавил забот, но особенно — саперам. На некоторых позициях уровень воды — семь метров. Бойцы до сих пор натыкаются на снаряды, которые смыло.
"Помимо этого, штатно минируем территории — чтобы вэсэушники не прошли. Параллельно подчищаем за ними. Сложно с западными образцами, срабатывающими на металл, — уточняет Адвокат. — Их нужно находить на расстоянии".
Выполняют и заявки местных жителей. В Алешках и окрестностях много снарядов.
"Но это, что называется, в свободное время. А так постоянно на передовой, — подчеркивает сапер. — Каждый выход напряженный. Вчера мы поставили мины, а потом лежали — ждали, когда по нам перестанут бить. Прямых стычек с ними нет. Основное слово за пушками".
"Все в наших руках"
Артиллеристы работают и днем и ночью.
"Цели разные: пехота, легкобронированная техника, пикапы. Сейчас ударим с "Града" по скоплению катеров у Антоновского моста", — говорит командир реактивной батареи с позывным Кубань.
По рации передает координаты. Бойцы выпустили пакет и быстро покинули позицию, пока не прилетело в ответ. Через некоторое время воздушная разведка доложила: цель поражена.
"Пехота ВСУ действует аккуратно, при этом смело. Как правило, малыми группами. В лесу перемещаются под кронами, в городской застройке — перебежками. По-прежнему пытаются попасть под Антоновский мост. Но мы не даем, подключаем артиллерию", — объясняет оператор БПЛА с позывным Липа.
Уничтожают и технику. Как-то с первого удара удалось вывести из строя американскую гаубицу М777. Обычно из этого орудия бьют с 40 километров. "А тут подобралось к нам поближе — мы и хлопнули", — делится подробностями командир машины Редя.
Водитель "Града" с позывным Учитель подхватывает: "И на днях попали в склад, бухало долго".
Он загнал машину в укрытие, но ненадолго: скоро поступит очередная задача. В перерыве знакомит с артиллерийскими тонкостями. И не скажешь, что до спецоперации не имел боевого опыта. Учитель информатики — доброволец. "За моей спиной — мой дом, Крым. Вот и мотивация".
"Готов их прикрыть"
Артиллеристы живут в лесу с удобствами. "Кухня, столовая, обустроенные блиндажи, моемся в бане. Есть также трофейная — натовского образца", — показывает зампотыл с позывным Обь.
Техническая вода — из источников. После подрыва Каховской ГЭС водоемы тщательно проверяют сотрудники санитарно-эпидемиологической службы. Некоторыми пользоваться пока категорически запрещено.
На первый взгляд, Обь занимается рутинными задачами: обеспечивает бойцов едой, водой, одеждой, горючим, боеприпасами. Но "тыловики" еще раздают гумпомощь, вместе со спасателями тушат пожары.
Военнослужащий с позывным Скиф и вовсе однажды помогал гаубичному дивизиону, которому не хватало рук. А за другой случай его наградили медалью "За отвагу".
Как-то вэсэушники обнаружили позицию артиллеристов и открыли огонь. Подбили машины, бойцы не могли выбраться. Скиф оказался рядом. "Под плотным обстрелом вывез четверых раненых. И все, к слову, уже вернулись в строй", — говорит он.
Работы хватает бойцам любых подразделений. Обстановка у Антоновского моста напряженная. ВСУ после неудачных попыток форсировать Днепр снова стягивают силы. Поэтому все начеку днем и ночью.