20 октября 1835 года, добывая торф в болоте недалеко от поместья Харальдскер (Дания), рабочие нашли тело, накрытое ветвями и прибитое к торфу деревянными кольями. Труп лежал на спине, обнаженный, а на его животе находилась свернутая кожаная накидка и части шерстяной одежды.
Эта находка — одно из первых «болотных тел», попавших в руки ученых. Когда тело более внимательно обследовали, то установили, что это женщина лет пятидесяти. Её коленный сустав был поврежден, как предположили тогда, из-за ранения незадолго до смерти. В остальном тело принадлежало здоровому человеку, с отличными зубами, без признаков артрита или других заболеваний, обычных для древних людей такого возраста.
Сразу после открытия стала популярной версия, будто найдено тело легендарной Гуннхильды «Матери Конунгов», которая жила примерно в 900–1000 годах нашей эры. Гуннхильда, жена короля Норвегии Эйрика Кровавая Секира, получила своё прозвище за то, что родила мужу восьмерых сыновей. По легенде, Гуннхильда была утоплена в болоте по приказу короля Харальда Синезубого (да-да, тот Bluetooth, которым вы пользуетесь, назван в честь этого короля). Само поместье Харальдскер якобы основал именно Харальд Синезубый. Полагали, что раз тело найдено в болоте, вместе с дорогими одеяниями и в месте, связанном с легендой — то это и есть легендарная Гуннхильда.
В связи с такой интерпретацией к телу отнеслись с большим почтением. Сам датский король Фридрих VI предоставил красивый дубовый гроб со стеклянной крышкой, в котором женщина из Харальдскера и покоилась до недавнего времени в церкви Святого Николая в Вайле.
Однако происхождение тела сразу вызвало споры в научной среде. Молодой студент, а позже известный археолог Йенс Якоб Асмуссен Ворсаэ, один из основателей археологической стратиграфии, предположил, что женщина жила лет на 1000 раньше Гуннхильды, и относилась к доримскому железному веку.
Спустя почти полтора века, в 1977 году радиоуглеродный анализ подтвердил, что «болотное тело» из Харальдскера было погребено более 2000 лет назад. В 2010 году находку еще раз датировали, согласно этому исследованию возраст находки — около 2100 лет.
Парадокс, но неверная интерпретация способствовала хорошей сохранности тела — с погребенной обращались крайне бережно. Этого не скажешь о других болотных телах, которые порой сильно страдали от неправильного хранения и чрезмерного любопытства.
Тело из Харальдскера сохранилось почти полностью, включая кожу и внутренние органы. Полагают, что при жизни женщина была довольно тучной и, судя по всему, она не занималась физическим трудом. Из-за действия дубильных веществ в болотной среде кожа и длинные волосы мумии приобрели темно-коричневый цвет, характерный для болотных мумий.
В конце XX века размер тела составлял всего 133 см, но это объясняется усыханием мумии. Первоначальная длина тела оценивалась в 150 см. Сделав компьютерную томографию, исследователи уточнили возраст умершей: на момент гибели ей было около 40. На её шее обнаружены следы веревки, так что женщину задушили или повесили. Повреждение коленного сустава, как теперь полагают, было посмертным, вероятно, от деревянного кола, которым тело прибили к торфу.
В желудке мумии ученые нашли остатки неочищенного проса и еживики (ох уж это пристрастие болотных мумий к ежевике!). Но никаких муравьёв…
Кожаная накидка женщины кропотливо сшита из множества кусков. Три куска шерстяных изделий состояли из овечьей шерсти, их украшала бахрома. Среди находок перечисляется и шерстяная сетчатая шапочка, однако специалисты не уверены, что она относится к данному телу, поскольку появилась в описании существенно позднее открытия.
Как же она умерла? Женщину могли казнить или принести в жертву – такую причину смерти предполагают для многих болотных тел со следами удушения.
В 2015 году был проведен анализ изотопов стронция из останков и одежды женщины. Поскольку сохранились длинные волосы (более 50 см), это дало возможность выяснить, как женщина перемещалась в течение последних 4 лет жизни. Зубная эмаль дала информацию о детстве погребенной. Итак, детство и последние годы жизни дама провела на территории нынешней Дании, в районе Харальдскера. Однако за несколько месяцев до смерти она отправилась в дальнюю поездку, вероятно, куда-то на юг, поскольку такое соотношение изотопов не встречается ни в Дании, ни в регионах, прилегающих к ней. Что касается одежды, то большая часть шерстяных изделий местного происхождения, однако шапочка привезена откуда-то издалека.
В декабре 2021 года тело переместили в Музей культуры в Вайле.
Увы, мне не удалось найти никаких реконструкций женщины из Харальдскера. Поэтому вот вам Гуннхильда Матерь Конунгов, которая лупит врагов дубиной.
Автор — Александр Соколов.
🗿Интересуетесь археологией? 19 августа — ПалеоАрхео-день на форуме «Ученые против мифов» в Москве. Программа и билеты.
Вам также может быть интересно: