Ненаучное бытует мнение, что раньше на Руси в неделе было не семь дней, а девять.
А что такого, было же у римлян в неделе восемь дней, а почему бы нам не иметь дней в неделе девять?
Или вот, к примеру, нот всего семь, а их называют не септавой (септа - семь), а октавой (окто - восемь). Ведь после седьмой ноты есть ещё интервал до следующей первой ноты, он то и есть восьмая ступень звукоряда. Так почему бы и римской неделе из восьми дней не стать русской девятиступенчатой? Как классической шестиструнной гитаре не стать бы русской семиструнной.
Материальных свидетельств девяти дней в русской неделе нет, доказать эту инсинуацию невозможно. Но если согласиться с этим странным мнением, становятся чуть более понятными некоторые обстоятельства.
У наших южнорусских братьев слово год это "рок". Некоторое эхо этого мы слышим в русском слове "срок", фонетическом близнеце слова сорок.
В этом смысле год, он же рок, он же срок, это сорок. Чего же это в году сорок?
Ещё с шумеров повелось считать, что в году имеется 360 дней, а хвостик в пять-шесть дней не считается, остается периодом безвременья. Так вот, если 360 дней разделить на 40, то получится девять дней. Девятидневных недель в году сорок, и чуть безвременья. Тогда сезон, девяносто дней состоит из десяти недель, по пять на полусезон. Очень было бы логично такое деление времени для солнечного календаря, где счёт ведётся по солнцу, а не по луне (месяцам). И вруцелето было бы удобней.
Пофантазировав, можно было бы представить тогда такие дни недели:
1. Вторник
2. Среда (третейник)
3. Четверг
4. Пятница
5. Суббота
6. Воскресенье (седьмица)
7. Неделя
8. Понедельник
9. Первник
А кто сказал, что понедельник это первый день недели? Странно первый день называть послевоскресенник, верно? Петр Первый ведь не Петр Послепоследний.
Понедельник - это период после окончания октавы, ещё одна ступень до следующего первого дня недели. День безвременья, без имени. Нужен чисто для счета, но нотного имени своего не имеет. Как палец с кольцом.
Все это фантазии, повторюсь, но фантазии не совсем и беспочвенные.
И ещё одно есть странное обстоятельство. Число сорок, приведшее нас к девятидневной неделе, ходит вместе с числом девять ещё кое-где. В загробном мире.
Девятый день, сороковая часть года, неделя после смерти усопшего.
Сороковой день, сорокоуст, срок окончания карантина души перед вознесением на небо.
Вспоминаются тут и аномалии именно с числами сорок и девяносто. Отчего-то именно эта пара избежала называться четыредесять и девядесять...
В общем, в этом что-то есть, в девятидневной неделе. Не удивлюсь, если впоследствии найдутся подтверждения этого и в материальной культуре. Наше прошлое, чему мы уже не раз были свидетелями, оно ж непредсказуемо.