Продолжаю рассказ о печальных событиях в Югославии 30-ти летней давности. Зачем это всё? Ответ прост – мы все живём в контексте большой истории, хотя редко задумываемся об этом. Нам лишь кажется, будто всё, что происходит днесь уникально! Но нет и нет. Многое уже было под Солнцем и многое повторяется в виде трагедии, либо в виде фарса, как говаривал Гегель.
Итак, начало 90-тых. Босния и Герцеговина заражается тем же вирусом, что и Словения, и Хорватия, и Македония.
Суверенитет.
В таких случаях первое дело – референдум. И он проходит, однако, далеко не все жители региона принимают в нём участие. Хорваты – да, а вот сербское население игнорирует референдум.
Несмотря на это Европа и США признают итоги референдума и независимость новой республики Герцег-Босна. И даже никем не избранного президента Алия Изитбеговича.
Сербы же, не признавшие референдум, заявляют о желании объединиться в Республику Сербскую.
И вот что получается. Есть Сербия. Есть Сербская краина – та что в Хорватии, а теперь ещё и Республика Сербская в Боснии и Герцеговине.
Такое создаётся впечатление, что этносы вдруг проснулись и осознали себя зрелыми государствами? Посмотрим, как развивались события дальше.
Среди боснийских сербов выдвигается лидер Радован Караджич, позже этого человека приговорят к 40 годам тюрьмы по обвинению в геноциде.
И все эти события предшествуют той самой печальной свадьбе, которой суждено было стать яблоком раздора. О ней упоминалось в предыдущей публикации.
Кратко. Криминальная группировка из боснийских мусульман, завидев сербский флаг на автомобиле начинает конфликт. Словесная перепалка заканчивается стрельбой. В результате гибнут люди.
Всё. С этого момента городок Сараево погружается в ад. Сербские военные берут город в кольцо на долгих 44 месяца, оставляя население, преимущественно мусульманское без воды, еды и вообще без цивилизации.
И тут сразу становится видно, что представляют собой люди, вырванные из контекста цивилизации. Встречая мнение, что, мол, цивилизация портит и ущемляет человеческое существо – диву даёшься. Да общество без тисков цивилизации немедленно превращается в стаю бродячих псов или много хуже.
О том, что происходило в Сараево красноречиво и откровенно рассказывает «Исповедь гражданского выживальщика», бывшего фельдшера, жителя расколовшейся Югославии.
Дзен не позволит, да я и не хочу описывать все ужасы этого конфликта. Скажем лишь, что опыт Гитлера нашёл в тех событиях самое активное применение. Концлагеря имели обе стороны. А многие преступники до сих пор гуляют на свободе.
Чем и как всё закончилось?
Конфликт затягивался и усугублялся продажей оружия. При чем продавали обеим сторонам и сами воюющие стороны, как это нередко бывает, продавали и меняли оружие друг другу.
Казалось этому кошмару не будет конца. Ведь войну развязать легко, а вот закончить трудно.
Но все войны заканчиваются переговорами. Все! Почему-то в пылу агрессии об этом забывается.
США инициируют переговоры, так называемое «Дейтонское соглашение» вступает в силу в 1995 году. Страну делят на Республику Сербскую и Федерацию Босния и Герцеговина. По сути три госудаства в одной стране. Управляет страной не президент, а президиум, куда входят по одному представителю от сербов, хорватов и боснийцев, и плюс один представитель от ООН.
Вот такой вариант. Дейтонское соглашение действует до сих пор.
А это мемориал погибшим в той войне. Сербский, а напротив хорватский.
Эта статья - часть цикла. Начало можно читать здесь!