Найти тему
Записки плохого официанта

В гастрономической столице России даже в доме-музее Василия Аксёнова - кафе

Про литературный, он же музейный, он же творческий квартал Казани я уже рассказывал. В статье, где рекомендую туристам места для погулять и впечатлиться.

Сегодня - чуть подробнее, чуть прицельнее - про мой любимый музей этого квартала, что на перекрёстке улиц немецкого сказочника Карла Маркса и татарского учёного-физика Хамида Муштари - дом-музей Василия Аксёнова:

Если надо подробную биографию писателя (кто был его отец, кто была его мать, кем был дедушка Соломон Абрамович) - легко найдёте в инете, пересказывать "Википедию" смысла нет. Расскажу главное.

Родился Василий Аксёнов не в этом доме, где сейчас музей его имени; а в доме в 2-3 минутах ходьбы от него. Надо пройти чуть дальше по улице Муштари, мимо музея изобразительных искусств:

-2

И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, это у вас в Казани такой музей с рисунками?

А я вам отвечу - всё верно, сейчас тут музей; а вообще - это бывшая усадьба генерала Сандецкого.

Дальше проходим перекрёсток с Горького, и вот, не доходя до улицы Щапова, по левую руку - усадьба Ивановых. Ещё пару лет назад она выглядела вот так:

-3

Вот тут лучше видно:

-4

В двухэтажном здании, что справа, и родился в 1932-м году будущий писатель. Семья его занимала крыло на втором этаже - как раз то, что видно на этом снимке.

  • Да-да, в 1932-м году, эпоха доступного многоквартирного жилья, семья занимала всё крыло. Отец занимал очень высокую должность. Второе лицо в республике.

А в руинах, которые на фото слева - там сегодня казанская "Хорошая девочка" открылась.

Всё шло прекрасно до 1937-го года, когда отца и мать отчего-то объявили врагами народа, что бы это ни значило, а Васю причислили к девранарам - детям врагов народа. Грозило многое, но случилось так, что его спрятали у себя родственники - как раз в том самом доме, где сейчас музей. Коммунальный дом, мебель до потолка, бельё сушится в коридоре, всё такое.

Отца его отправили не помню куда, а мать - на Магадан. Если не ошибаюсь, Васе ещё и 5 лет не было. В следующий раз они увидятся, когда Вася закончит уже 9-й класс, он прилетит к ней на 1 год, где и сообщит сокровенное - он хочет стать писателем, а для этого - поступить в Литературный институт. На что мать ему напоминает, что он - сын врагов народа; а на зоне, куда он, понятно, не может не попасть, только врач может выжить.

И тогда Василий отправляется учиться на хирурга.

  • Была отдельная история, как на 3-м курсе его отчислили как раз за то, что он, оказывается, сын врагов народа, да ещё и скрыл это, на что Василий отвечал, что, дескать, он и не скрывал никогда, а просто в анкете не было такого вопроса.

Пока учился - рәхәтләнеп слушал "джаз на костях", читал подпольную литературу, то да сё.

  • Позже он улетит в США, где за 25 лет жизни, начав абсолютно никем, получит гражданство, пенсию, почётного профессора, будет принят в Лигу писателей.

Так в 2007-м году новый казанский мэр Ильсур Метшин будет открывать наш театр оперы и балета имени Мусы Джалиля после реконструкции. Реконструкция заняла 8 лет; начал её ещё предшествующий мэр, Исхаков, а закончил и принял - Метшин. Надо было отпраздновать, отметить, да по-нашенски. Подумал Метшин - и вспомнил: а ведь строить-то этот театр начали при отце Василия Аксёнова. А Василий Аксёнов был, говорят, мегазвездой в своё время, "главным из своих", как о нём написал Михаил Веллер.

И Метшин придумал: надо пригласить Аксёнова, чтобы тот вернулся в Казань. И это будет символично: его отец начал строить театр, а мы, вот, изволите ли видеть, дали ему вторую жизнь. Передача эстафеты, преемственность поколений, то да сё.

Как ни поразительно, помощники мэра нашли ему номер писателя, и тот набрал его, и после 3-го гудка тот взял трубку, и они поговорили, и Метшин пригласил и сказал, что можно захватить с собой кого угодно, каких угодно друзей и прочих, кого хотите, только приезжайте.

Ну, тот и привёз: Беллу Ахмадуллину, Михаила Генделева, Андрея Макаревича, Михаила Веллера, какого-то джазмена Козлова ("Козёл-На-Саксе", как Аксёнов его называл).

Привезли его к тому самому дому, в котором прошло детство - и Аксёнов сообщил, что зря приехал, лучше бы его глаза этого не видели: сарай, по всему видно, никому в Казани не нужен, разваливается от времени. Метшин пообещал всё исправить, и дом в самом деле полностью восстановили за 2 года, но Аксёнов его уже не увидел.

Так в этом доме долгое время работал "Перекрёсток джаза", поскольку Аксёнову хотелось, чтобы в музее имени Аксёнова было кафе, где играла бы "хорошая музыка".

Хорошая музыка - это исключительно джаз, других музыков не бывает.

И кофейня, конечно же. Правильная, хорошая, где не подают замечательное кофе капучино с корицей погорячее. Курилка, само собой, где курят сигареты, а не электронки.

Но сейчас там совсем-совсем другое заведение. Кто-нибудь угадает - какое?

-5