Москва, Россия
Мария Клименко
PR-менеджер Международного союза немецкой культуры (2019 год)
Вы тоже считаете, что молодое поколение сегодня не любит читать? Тогда сходите в знаменитую Молодежку – так москвичи называют Российскую государственную библиотеку для молодежи – и вы убедитесь, что это не так. О рецепте успеха и о том, как сделать библиотечное пространство привлекательным для молодых людей,
BiZ-Bote рассказала директор РГБМ, вице-президент Российской библиотечной ассоциации Ирина Михнова.
Несмотря на свое название, РГБМ работает не только для старшеклассников и студентов, ее двери открыты для читателей всех возрастов. Ежедневно сюда приходят около 800 человек, а во время сессий еще больше – чтобы спокойно позаниматься в тишине.
Естественно, возникает вопрос, как такое количество людей с комфортом размещается в одном здании и находит, чем заняться. На своем примере Молодежка может не просто рассказать, но и научить этому других. Она уже имеет статус информационно-консультационного центра по работе с молодежью для публичных библиотек России и регулярно проводит семинары и круглые столы, посвященные успешным библиотечным программам и мероприятиям для привлечения молодых читателей. Это важно, поскольку в России уже полвека работает государственная сеть библиотек для молодежи, и им нередко нужна помощь для развития направлений своей деятельности. А именно Российская государственная библиотека для молодежи является моделью и базой апробации новых форм и методов работы.
РГБМ – крупнейшая в стране и одна из восьми федеральных библиотек для молодежи в ведении Министерства культуры РФ. Очевидно, что многие ее ресурсы и возможности недоступны большинству региональных и муниципальных библиотек. Однако у нее есть секреты успеха, позаимствовать которые смогут многие из них.
Так, фонд Библиотеки для молодежи комплектуют сами библиотекари. Они ежедневно общаются с посетителями, ведут базу возвратов книг и запросов читателей, анализируют рейтинги и знают все о литературных конкурсах и книжном рынке в целом. «Чтобы формировать фонд, необязательно быть ровесником читателя, главное – иметь результаты наблюдений и иметь широкий общекультурный кругозор», – считает директор РГБМ Ирина Борисовна Михнова.
Еще одна «фишка» РГБМ – Молодежный читательский совет, в который входят десять студентов и выпускников разных профессиональных направлений. Их объединяет любовь к чтению и новинкам литературы, которые они по заданию библиотекарей иногда ищут в «своих» книжных магазинах. Каждый фотографирует обложки изданий, привлекающие его как читателя или специалиста в какой-то сфере. Так формируется набор книг, которые образованные молодые люди считают интересными и необходимыми для включения в фонд, и совсем скоро они появятся на библиотечных полках.
Фонд Молодежки насчитывает около 900 тыс. изданий, в том числе 3000 аудиокниг, 400 видеофильмов, 70 тыс. виниловых пластинок, 36 тыс. нот. Здесь можно найти все самое новое и интересное, причем весь фонд – в открытом доступе, и гости могут пользоваться им бесплатно. Но если вы захотите взять книгу или пластинку домой, придется завести «Личный кабинет» и оплатить читательский билет. Он, в свою очередь, позволит вам из дома и с личного гаджета свободно пользоваться десятью электронными библиотеками, самая популярная из которых – «ЛитРес».
В библиотеке с уважением относятся к личному времени человека, поэтому здесь работает система полного цикла читательского самообслуживания. В информационном киоске читатель может сам найти нужные книги, взять их для чтения в библиотеке или записать на себя для работы дома. Вернуть книги можно тоже самостоятельно на уличной станции книговозврата у входа в библиотеку в любое время суток. Такое технологическое обеспечение свободного доступа к информации и самостоятельной работы с ней превращает библиотеку в востребованный современный центр досуга и очень привлекает молодых людей.
«Наше достоинство – это расстановка книг, она интуитивно понятна человеку. Это важно, когда он не знает, что хотел бы прочесть, – продолжает Ирина Борисовна. – Во всех библиотеках есть классификаторы, но важнее поставить книгу так, чтобы читатель сам смог найти тропинку к ней». Одна из главных читательских троп в РГБМ проходит в зале иностранной литературы мимо стенда Book Patchwork («Книжное лоскутное одеяло»). Здесь не просто собраны издания на иностранных языках, это коллекция популярных в своих странах книг «для молодежи и о молодежи». Это – результат межличностного и библиотечного книгообмена с библиотеками из 21 страны.
«Сегодня молодежь знает несколько иностранных языков, поэтому хочет читать для души, настроения и познания. И потом, благодаря литературе молодые люди могут узнать о жизни своих ровесников в разных странах», – говорит Ирина Михнова. В этом отличие современной библиотеки от библиотек прошлых столетий, когда иностранный фонд составляли учебники, словари, классическая и лингвострановедческая литература для сухого изучения языка и знакомства со страной.
«В России библиотеки для молодежи становятся более популярными, потому что их сотрудники научились работать с молодыми людьми и понимать их. Еще 10 лет назад они считали себя воспитателями, «учителями жизни». А сейчас они партнеры, помощники, кураторы», – объясняет Ирина Михнова. Она также отметила, что современные библиотеки должны учитывать тенденцию опережающего чтения и подбирать книги так, чтобы у подростков была возможность читать все, что им хочется, а не только то, что рекомендуют взрослые и школьная программа.
Благодаря молодым специалистам библиотеки все чаще проводят интересные интерактивные проекты и находят точки соприкосновения с современной аудиторией.
Каждый месяц в РГБМ проходит 80–90 мероприятий, то есть в среднем по три в день. Здесь работают около 15 клубов и объединений по интересам. Например, профессиональный психолог ведет консультации по проблемам, волнующим молодых людей, актриса театра TLF рассказывает о тонкостях французского произношения, а участники психологического клуба «В гостях у дядюшки Юнга» обсуждают коллективное бессознательное. Программа Молодежки настолько богатая, что хочется возвращаться сюда снова и снова, чтобы научиться смотреть и понимать произведения изобразительного искусства, выучить наконец английский, больше узнать о Коста-Рике и обсудить «11/22/63» с другими фанатами Стивена Кинга.
По словам директора, библиотека ориентирована на широкий спектр личностных и профессиональных потребностей человека и из этого спектра выбирает те, которые она готова и способна поддерживать. Она рассказала о четырех «С» самообразование, самопознание, самоидентификация и самореализация молодежи – основной концепции, ради которой должна работать библиотека. Это пространство возможностей, и человек уже решает сам, как их использовать.
Поэтому и темы лекций в Библиотеке такие разные – от самообороны в большом городе, диджеинга и развития эмоционального интеллекта до методик изучения санскрита, стратегий при поиске работы и запуска стартапа. Кроме этого, в РГБМ проходят творческие мастер-классы по рисованию и оригами, тренинги по актерскому мастерству, спектакли и концерты, авторские курсы интересных людей, студенческие между- народные встречи и другие мероприятия.
В РГБМ руководствуются правилом – «современной молодежи нужна современная библиотека», поэтому здесь создаются все условия для информационной поддержки молодежи в учебе и самообразовании, ведется просветительская и культурно-досуговая работа, оказывается профориентационная и психологическая помощь.
«Жизнь библиотек никогда не сводилась исключительно к хранению и выдаче книг», – говорит Ирина Борисовна. Они всегда проводили массовые мероприятия и первыми начали внедрять читательские клубы. Но раньше все мероприятия были напрямую связаны с чтением и книгами – дискуссии, чтения, встречи с писателями. Сейчас же все крутится вокруг потребностей и интересов читателей как личностей.
Поэтому в РГБМ появился первый в России Центр комиксов, работает Музей электронной книги, Зал редкой книги, кофейня, детская комната, отдел оперативной полиграфии и даже фитнес-зал. В «Музыкальном подвале» собраны коллекции винила и нот, есть студия звукозаписи и звукоизолированные комнаты для репетиций и громкого прослушивания музыки. Библиотека – это и, правда, пространство возможностей, где можно не просто читать, но и играть на пианино, слушать аудиокниги, записывать музыку, работать в дизайнерских и графических программах, печатать модели ракет на 3D-принтере, гулять по Парижу в очках виртуальной реальности или просто отдыхать в тишине на удобных диванах.
Одно из правил библиотеки – уважение личного пространства читателей, поэтому все залы должны быть функционально зонированы, чтобы никто никому не мешал. «Публичное одиночество – огромное достоинство библиотеки. А сочетание физического, психологического и эмоционального комфорта должно создавать благоприятную среду для учебы, работы и общения», – считает Ирина Михнова.
Дизайн помещений тоже важен, ведь библиотека является одним из общественных пространств. По словам Ирины Борисовны, место, где человек проводит несколько часов, должно быть комфортным и привычным ему во внешнем мире. Цвет стен или диванов не так существенен, намного важнее сделать залы удобными для длительного пребывания там людей. Например, создать все необходимые условия для читателей с ограниченными физическими возможностями – поставить низкие книжные стеллажи с широким пространством между ними, оборудовать пандусы и туалеты, раздвижные входные двери. В РГБМ есть также читающий сканер и электронная лупа для слабовидящих, подборка видеофильмов с субтитрами для слабослышащих. Также в программу включены отдельные занятия для особенных людей, например, лекция в Клубе любителей русского языка для глухих и слабослышащих.
Также, по мнению Ирины Михновой, пространство библиотеки должно быть домашним, ведь сюда приходят не только заниматься, но и комфортно провести свободное время в тишине и спокойствии. Особенно это касается студентов, которые живут в общежитии. Она считает, что даже скромные ресурсы небольшой библиотеки должны быть правильно организованы, а также необходимо придумать изюминки, которые привлекут читателя. Например, для создания домашнего уюта библиотекари в РГБМ сами вяжут подушки и приобретают пледы, которые разложены для читателей на диванчиках – вдруг кто-то уснет во время чтения. Такие трогательные и добрые знаки внимания разрушают устаревшие стереотипы о библиотекарях и делают обще- ственное пространство одним из любимых мест для постоянного досуга.
Важную роль играет также работа по формированию положительного отношения населения к библиотеке. В РГБМ она идет по двум направлениям – формирование аудитории; создание имиджа и привлечение общественного внимания. Не каждая библиотека может похвастаться большим PR-отделом, однако каждой необходимо иметь свои онлайн-страницы со всей актуальной информацией. Если вы хотите привлекать молодых людей, то общайтесь с ними в удобном им формате и на подходящих платформах. Социальные сети – лучшее «сарафанное радио».
Библиотеки сегодня становятся востребованными информационными, культурными и коммуникационными центрами, «третьим местом» для многих людей после дома, учебы или работы. Однако важность дизайнерского пространства и новейших технологий отходит на второй план по сравнению с человеческим фактором – отношением самих библиотекарей к работе и своим читателям. Не новые технологии тщательно отбирают книги для фонда, организовывают мероприятия и продумывают интересную программу для читателей разных возрастов и профессий. Это делают люди, которые любят библиотеку и ее читателей. «Мы работаем не для молодежи, а вместе с молодежью», – говорят в РГБМ, и для достижения больших результатов в своей работе каждая молодежная библиотека должна следовать этому же правилу.
BiZ-Bote, 4/2019