Продолжим нашу прогулку по городу. На этот раз переместимся на улицу Пестеля, которая берёт своё начало от Фонтанки. С левой стороны наше внимание сразу же привлекает Пантелеймоновская церковь. Официальное её название - храм святого великомученика и целителя Пантелеймона. Немного истории. В 1718 году по повелению Петра I около его Летнего дворца при истоке Фонтанки, на месте, где сейчас расположен Солевой городок была построена Партикулярная верфь для постройки небольших морских судов. При верфи была поставлена часовня для рабочих. В 1721 году Св. Синод по ходатайству заведующего верфью Ивана Степановича Потемкина разрешил вместо часовни построить полотняную церковь.
И часовня, и полотняная церковь посвящены были св. вмч. Пантелеймону, так как в день прославления этого святого, 27 июля (9 августа по новому стилю) русский флот одержал две победы: в 1714 году при Гангуте и в 1720 году при Гренгаме. В 1722 году был построен по проекту архитектора Н.Ф. Гербеля и освящен мазанковый Пантелеймоновский храм, простоявший до 1743 года. Двенадцать "картин" написал для него адмиралтейский живописец Гавриил Ипатов. В 1734 году вместо деревянной обветшавшей церкви по повелению императрицы Анны Иоанновны заложен ныне существующий каменный храм с каменной на нем колокольней и большим деревянным шатром.
Холодный однопрестольный храм освящен 27 июля 1739 года епископом Вологодским Амвросием. В 1834 - 1835 годах здание было перестроено в стиле позднего ампира архитектором Викентием Беретти, а в 1840-х годах фасады храма были украшены мраморными барельефами работы скульптора Александра Логановского.
В 1912 году церковь реставрировали, а в 1914 году по инициативе Императорского Русского военно-исторического общества на фасаде Пантелеймоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме. В здании Пантелеймоновской церкви открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко (Гангут) в начале Великой Отечественной войны. 9 мая 1936 года приход был закрыт. В 1991 году церковь возвращена епархии, после чего с Крещения Господня 1994 года регулярно совершаются богослужения. В 2002 - 2003 годах была проведена реставрация фасадов и куполов. В 2007 году началась реставрация росписи храма.
В 1944 - 1946 годах напротив церкви построен мемориал защитникам полуострова Гангута (Ханко) в Великую Отечественную. Полуостров Ханко (Гангут по-русски), расположенный при входе в Финский залив, с первых дней Великой Отечественной войны стал важнейшим стратегическим пунктом. Защитники Ханко не только не пропустили в Финский залив ни одного крупного вражеского корабля, который мог бы представлять серьезную угрозу для Ленинграда, но и оттянули на себя в самый решительный момент значительные силы противника. Оборона полуострова длилась 164 дня и закончилась 2 декабря 1941 года. Защитники ушли непобежденными. Они оставили форпост, подчинившись приказу Верховного главнокомандования.
Напротив церкви находится бывший доходный дом М.А.Соловейчика. Прежде на этом участке стоял трехэтажный дом, перестроенный в 1836 году видным мастером позднего классицизма А. И. Мельниковым. В ту пору он принадлежал купцам Костылевым. Существующее шестиэтажное здание возведено в 1911-1913 годах по заказу статского советника М. А. Соловейчика академиком архитектуры М. С. Лялевичем - знатоком и приверженцем итальянского ренессанса.
Нижние два этажа оформлены наподобие крупной аркады. Средняя часть, завершенная массивным аттиком, усилена портиком композитного ордера, охватывающем по высоте четыре этажа. Это - своеобразная архитектурная цитата, заимствованная из творческого наследия величайшего зодчего итальянского Возрождения Андреа Палладио. Портик повторяет главный фасад знаменитого Палаццо дель Капитанио в Виченце, а две статуи над трехчетвертными колоннами, выполненные скульптором В.В.Кузнецовым, словно сошли с бокового фасада того же здания.
Строитель этого дома М. С. Лялевич был в течение нескольких лет его жильцом. А после революции он, поляк по национальности, уехал на родину, где стал одним из ведущих архитекторов. В 1944 г. он погиб в оккупированной фашистами Варшаве. В предреволюционный период в здании размещались миссия Аргентины и редакция журнала "Медицинский современник". Потом оно превратилось в обычный жилой дом с булочной в нижнем этаже. В 1920-е годы здесь жила популярная среди петербургской, а затем и ленинградской публики актриса Е.М.Грановская. В 1935-1939 годах в квартире 24 этого дома жил другой выдающийся артист - В.П.Полицеймако, которого также до сих пор вспоминают старые театралы. Почти вся его творческая жизнь была связана с Большим драматическим театром имени Горького.
По этой же стороне улицы находится бывший доходный дом А.В.Ратькова-Рожнова. Среди внешне неприметных построек он выделяется высокой монументальной аркой, витринами нижних этажей и уводящим взгляд вдаль ритмом эркеров. Он имеет двойной номер 13-15, потому что занимает два прежних владения. В 1830-х годах в левой части участка стоял двухэтажный особняк графини Н.В.Строгановой, дочери В.П.Кочубея, которой Пушкин посвятил несколько строк в заключительной главе "Евгения Онегина". После трагической дуэли она была одной из немногих в высшем свете, кто отстаивал доброе имя поэта.
В 1898 году участки №13 и №15 приобрел крупнейший петербургский домовладелец В.Я.Ратьков-Рожнов, занимавший в течение ряда лет пост городского головы. К составлению проекта владелец привлек популярного столичного зодчего П.Ю.Сюзора. Дом по своей стилевой характеристике типичен для самого автора и всего архитектурного направления, известного под названием эклектики. Излюбленными источниками для Сюзора служили ренессанс и ранний французский классицизм (так называемый "стиль Людовика XVI"). Мотив украшенных скульптурой обелисков, которые помещены на пилонах по обеим сторонам арки, впервые был использован на парижских воротах Сен-Дени, сооруженных во второй половине XVII века.
Однако набор атрибутов связан, по-видимому, и с деятельностью Ратькова-Рожнова, который был, в частности, владельцем крупного пароходного общества "Самолет". Поэтому, кроме традиционных воинских доспехов, здесь изображены носы кораблей и якоря. Кадуцей (жезл древнеримского бога торговли и ремесел Меркурия), сноп пшеничных колосьев и топор указывают на те хозяйственные сферы, в которых развивалась деловая активность хозяина дома, - торговлю, сельское хозяйство и строительство. Дом 13-15 горел во время войны и был восстановлен архитектором В.А.Потаповым. В этом огромном доме целых два этажа были полностью заняты магазинами, тут же помещался кинематограф "Аполло". В начале XX века в этом здании жил основатель оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев, а в 1900 - 1902 годах - писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк.
Об остальных доходных домах на этой улице я писал в одной из предыдущих публикаций. Так незаметно мы подошли к Литейному проспекту и повернули налево. Здесь в сотне метрах расположен Сад (Сквер) Дружбы. Раньше на этом участке находился бывший собственный доходный дом архитектора Э.Я.Шмидта, который был разрушен во время ВОВ. Этот сад в 2003 году Шанхай подарил Санкт-Петербургу к трехсотлетию города. Зеленый островок является небольшой копией сада Юй Юань ("Сад радости") в Китае.
Стена с барельефом, изображающим 9 разноцветных драконов, отделяет внутреннее пространство сквера от суетливого проспекта. Ландшафт полон восточной символики: разбросанные в беспорядке камни означают вечность, сосны - мужество, ивы - женскую грацию. Вход в небольшую пагоду охраняют каменные львы, смахивающие на жаб.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.