Найти тему
Фильманьяк

Мертвец (1995) - отпуская реальность

Фанаты фильма знают - бессловесную роль бармена исполнил не указанный в титрах Стив Бушеми. Горькая ирония в том, что все награды премии "Независимый дух" у "Мертвеца" перехватил "Фарго", в котором играл Бушеми.
Фанаты фильма знают - бессловесную роль бармена исполнил не указанный в титрах Стив Бушеми. Горькая ирония в том, что все награды премии "Независимый дух" у "Мертвеца" перехватил "Фарго", в котором играл Бушеми.
Уильям Блейк - молодой бухгалтер, прибывший на Дикий Запад. Обратного пути нет - он похоронил родителей, и на последние деньги купил билет на поезд. Но и здесь он оказывается ненужным - обещанное рабочее место уже занято. Блейк случайно ловит пулю, угодив в адюльтер. И мгновенно становится самым разыскиваемым преступником в округе. Однако у раненного бухгалтера неожиданно появляется ангел-хранитель в лице индейца-отшельника...
Диалог во всех смыслах - сквозная тема почти всех фильмов Джармуша. Отсюда набор столь различных одиозных персонажей, которые попадаются на пути Уильяма. А взаимопонимание с Никто юмористически не достигается даже в финале.
Диалог во всех смыслах - сквозная тема почти всех фильмов Джармуша. Отсюда набор столь различных одиозных персонажей, которые попадаются на пути Уильяма. А взаимопонимание с Никто юмористически не достигается даже в финале.

Этот причудливый фильм, воспринимаемый многими в качестве вестерна, вышел в 1995 году, не получив никакой поддержки от прокатчика (о разногласиях Вайнштейна и Джармуша особенно заговорили в последние годы на фоне скандала вокруг персоны Харви), прошёл ограниченным прокатом, не отбив затрат, но с определённым успехом прошёл по фестивалям, оставляя критиков в недоумении.

Каждый злодей в "Мертвеце" словно сбежал из какого-то другого вестерна, отчего весь этот киногеничный сброд выглядит даже смешно. Важно, что в интерпретации Джармуша на просторах Америки кого-то получше и не встретишь.
Каждый злодей в "Мертвеце" словно сбежал из какого-то другого вестерна, отчего весь этот киногеничный сброд выглядит даже смешно. Важно, что в интерпретации Джармуша на просторах Америки кого-то получше и не встретишь.

Кто-то увидел в «Мертвеце» типичный вестерн, рассказанный языком артхаусного режиссёра, и счёл его непонятным. Авторитетный критик Роджер Эберт, в частности, так отзывался о фильме. Кто-то увидел в фильме деконструкцию жанра, что особенно перекликалось на фоне той продукции, что шла на фестивалях в тот год, когда каждый второй пытался снимать «как Тарантино» - и ценил в работе Джармуша именно отсутствие веяния этой моды, его оригинальность.

Обычно главный герой вестерна - человек, который решает все проблемы пистолетом. Уильям Блейк в этом плане совершенно нетипичен. Он настолько пассивен, что в какой-то момент даже едва не становится секс-игрушкой. Тонкость юмора Джармуша не все поймут...
Обычно главный герой вестерна - человек, который решает все проблемы пистолетом. Уильям Блейк в этом плане совершенно нетипичен. Он настолько пассивен, что в какой-то момент даже едва не становится секс-игрушкой. Тонкость юмора Джармуша не все поймут...

Однако же в большей степени оказались правы те, кто обратили внимание в первую очередь на ту зыбкость, текучесть, своего рода неопределённость материала, вызывающего массу ассоциаций. И определение «метафизический вестерн» здесь подходит весьма хорошо, в чём-то перекликаясь и с формулировкой Джармуша, который охарактеризовал своё творение как «психоделический вестерн».

Называя фильм "психоделическим", многие неверно воспринимают данную характеристику, полагая, что речь идёт об искажённом веществами восприятии. На самом деле всё наоборот. Понять это можно, если углубиться в тему использования психоделиков в психиатрии.
Называя фильм "психоделическим", многие неверно воспринимают данную характеристику, полагая, что речь идёт об искажённом веществами восприятии. На самом деле всё наоборот. Понять это можно, если углубиться в тему использования психоделиков в психиатрии.

Здесь важно сделать небольшую оговорку, дабы не путаться в понятиях. Наиболее характерным эпизодом, отражающим сущность характеристики Джармуша, является момент, когда Никто употребляет пейотль и видит, как лицо Блейка обращается в череп. С учётом того, что смерть главного героя в фильме – условность, довлеющая над ним с самых первых кадров, можно воспринимать всё поведанное в различных контекстах, неизменно отражающих утрату и отречение от мирского бытия, а вместе с тем – поиск глубинной истины и обретение покоя.

Если почитать, к примеру, труды Габора Матэ, то фильм воспринимается иначе. Сознание перестаёт сопротивляться, спадают защиты, обнажая глубинную суть существования.
Если почитать, к примеру, труды Габора Матэ, то фильм воспринимается иначе. Сознание перестаёт сопротивляться, спадают защиты, обнажая глубинную суть существования.

Здесь становится интересным ещё тот факт, откуда вообще появился образ Блейка. Поскольку изначально Джармуш задумывал фильм об индейце, который оказывался чужаком в собственной стране. Но любопытно стало дать ему в спутники персонажа, чья идентичность рождалась бы в процессе пути. Блейк является на экран одновременно образцом невинности и несуразности – его нелепый костюм жутко контрастирует с неприглядной действительностью города Машин и диковатым видом местных жителей. После чего всё время не находит себе места, терзаясь от боли и слабости.

Ошибочно воспринимать поведанную историю как подобие "Эль Мариачи", где обыватель поневоле превращается в ловкого стрелка.
Ошибочно воспринимать поведанную историю как подобие "Эль Мариачи", где обыватель поневоле превращается в ловкого стрелка.

При этом происходит занятная метаморфоза, пока он выбирается из своего кливлендского костюма, словно становясь естественным в той среде, где оказался. Интересно, что при этом неприкаянность становится созвучной в обретении аутентичности. Блейк словно пассивный носитель чужих идентичностей, то в тесном костюме бухгалтера из Кливленда, то обвиняемый во всех убийствах в округе. Насколько же благостным оказывается финал, когда все эти личности растворяются, словно Уильям снова стал подобен чистом листу, словно завершились все страдания.

Тонкость игры Джонни Деппа заключается как раз в верном понимании сути путешествия своего героя. Он постепенно прекращает свои бесплодные попытки противиться судьбе, как бы сознательно переставая цепляться за свою земную жизнь.
Тонкость игры Джонни Деппа заключается как раз в верном понимании сути путешествия своего героя. Он постепенно прекращает свои бесплодные попытки противиться судьбе, как бы сознательно переставая цепляться за свою земную жизнь.

«Мертвеца» можно воспринимать и как арт-хаусный вестерн, бегло рисующий пессимистичную картину дикого Запада; можно воспринимать как аллюзию на путешествия Данте и Вергилия; можно находить массу различных аллюзий, а можно даже не воспринимать всё это никак, просто наслаждаясь при просмотре стильным чёрно-белым изображением Робби Мюллера и гипнотизирующими гитарными переборами Нила Янга.

Финальные аккорды Нила Янга словно звуки прекращающегося сердцебиения.
Финальные аккорды Нила Янга словно звуки прекращающегося сердцебиения.

Но одного у него не отнять точно – это ту благодатную силу, что можно ощутить в финале, сравнимую с неким очищением, избавлением, просветлением. Вряд ли когда-то ещё появится столь же уникальный фильм, похожий на психоделический опыт – поначалу мучительный, пугающий и туманный, но неизменно ясный в конце.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.