Найти тему
Кофе с Кандинским

И проза жизни превращается в поэзию. Снимки Анри Картье-Брессона

Великий фотограф ХХ века, этот француз сумел поднять обыденность до уровня искусства. Простая жизнь города в его фотографиях обрела ореол вечного и вечно прекрасного.

Анри Картье-Брессон. Рю Муфтар. 1952 (мой любимый снимок у этого мастера - с него мое увлечение Картье-Брессоном и началось)
Анри Картье-Брессон. Рю Муфтар. 1952 (мой любимый снимок у этого мастера - с него мое увлечение Картье-Брессоном и началось)

В постоянной спешке, суете и тревоге о своих и чужих проблемах мы порой забываем о том, как прекрасен мир вокруг. А вот Анри Картье-Брессон никогда об этом не забывал. Ему удалось не просто запечатлеть свою эпоху, но дать понять всем вокруг, что мир многогранен и изумительно хорош. Его снимки кажутся такими простыми, но в них столько жизни, что порой захватывает дух.

Анри Картье-Брессон прожил очень долгую жизнь, родился в 1908 году и умер в 2004. Вообще-то сначала он хотел стать художником, даже учился живописи и графике. Но в 1932 году, после возвращения из путешествия в Африку, решил посвятить себя фотографии.

Всю жизнь Картье-Брессон считал себя кем-то вроде уличного вора: он "крал" мгновенья у вечности, у жизни вокруг. Он был не из тех, кто скрупулезно выстраивает свет и композицию фотографий, он ловил удачный момент на лету и на бегу. Поэтому и стал классиком репортажной фотографии, а не постановочного фото.

Анри Картье-Брессон. Париж. 1932
Анри Картье-Брессон. Париж. 1932

Сегодняшние исследователи находят в снимках Брессона особую геометрию кадра, хотя известно, что мастер крайне редко кадрировал снимки, предпочитая естественность. Это объясняется насмотренностью фотографа, он часто бывал в музеях, подолгу простаивая перед картинами мастеров эпохи Возрождения, особенно кватроченто - в XV веке итальянские мастера много работали с перспективой (и в теории, и на практике), так что сложные геометрические схемы, найденные у Картье-Брессона, берут начало именно оттуда.

Брессон писал:

Я думаю, что если вы фотограф, развивать свой талант только с помощью фотографии довольно скучно. Вы должны читать, вы должны смотреть на скульптуру и живопись.

Один из исследователей писал об этом фотографе: "Когда Картье-Брессон открыл камеру Leica в 1932 году, она стала продолжением его глаза… Он никогда не носил ее на плече, а только с лентой на запястье. Это было немного похоже на оружие".

Кстати, в Советском союзе Анри Картье-Брессон тоже побывал и не единожды. Многие фотографии из этой серии стали знаменитыми, и, возможно, вы их видели, но не знали, что это Картье-Брессон. Серия эта довольно большая, поэтому публикую только часть фото. Как видно из фотографий, фотограф приехал вовсе не для того, чтоб наделать протокольных снимков, но поездил через всю страну. В его объектив попали как Москва и Ленинград, так и Иркутск, Самарканд, Кахетия, Якутия и т.д.

В 1947 году Картье-Брессон вместе с Робертом Капой, Джорджем Роджером и Дэвидом Сеймуром основали агентство фотографии "Magnum Photos", ставшее символом качества репортажного фото. Работать с этим агентством считается признаком высшего профессионализма. Кстати, Magnum в названии происходит от алкоголя: во Франции это слово означает единицу емкости шампанского - полтора литра)

Анри Картье-Брессон. Гарлем.
Анри Картье-Брессон. Гарлем.

В 1952 году Анри Картье-Брессон опубликовал книгу "Решающий момент" - в этом словосочетании видели его художественное кредо. А в конце 1960-х мастер принял решение отказаться от фотографии в пользу живописи и рисунка, но это уже совсем другая история.