Найти в Дзене

Александр Македонский. Реорганизация армии в Вавилоне

Перед походом в Азию в армии Александра числилось 32 000 пехотинцев, из них 19 000 македонян, 7000 греков союзников, 5000 наемников и 1000 агриан, а также около 5000 всадников, в том числе 1800 македонян и фессалийцев, 600 греков и 900 фракийцев и пеонов. Отсутствие воинских пополнений после декабря 331 года (здесь и далее все даты до новой эры) заставило Александра привлекать и использовать в своих рядах иранские контингенты. У царя Македонии не было другого выбора – людские ресурсы Македонии и Греции были крайне ограничены, поэтому наступил момент, когда количество воинов армии Александра перестало хватать для удержания огромных завоеванных территорий, не говоря о планируемых дальнейших походах. По Арриану: «Чтобы обезопасить себя от восстаний местного населения и набегов кочевников Александр основал в Бактрии и Согдиане восемь городов и оставил в Бактрии крупный контингент из 10 000 пехотинцев и 3500 всадников под руководством Аминты». По Курцию: «Александр велел отобрать 13 000 пехоты и 2000 всадников, чтобы оставить их в Азии. Он полагал, что сможет удержать за собой Азию со столь немногочисленными силами, потому что ранее расположил во многих местах гарнизоны. Кроме того, он надеялся, что новые города, заселенные колонистами, окажут сопротивление всем попыткам переворота». Так как значительные воинские подразделения были разбросаны по гарнизонам, не имея возможности пополнить свою армию этническими македонянами, Александр компенсировал их нехватку набором новых контингентов восточных воинов. К тому же уроженцы Азии были лучше приспособлены для ведения боевых действий в привычных климатических условиях.

После завершения Индийского похода Александр решил отпустить на родину около 10 000 македонян, больных и состарившихся. По Юстину он уволил со службы 11 000 ветеранов и во главе их на пути домой поставил Кратера. Из них 6000 принадлежали тяжелой пехоте, 3000 к гипаспистам, а остальные находились в Сузах и Вавилоне в качестве гарнизонных служащих. От старой армии осталось около 13 000 пехотинцев и 2000 всадников, из них примерно 5000-6000 македонян. Все остальные являлись греческими наемниками в количестве 20 000 человек. Сказалась необходимость создания новой армии. Александр потребовал, что из Македонии были присланы воинские подкрепления. Привести новую армию в Вавилон, было поручено Антипатру.

За время Персидского и Индийского похода численность фалангистов значительно сократилась и насчитывала не более половины прежнего состава. Только с прибытием в Вавилон 20 000 воинов во главе с Певкестом из Персиды степень интеграции иранцев в фалангу возросла, и произошло ее реформирование. Теперь из всех 16 рядов фалангистов только четыре оставались македонянами – три первых и последний ряд. Двенадцать остальных рядов по сведениям Арриана состояли из азиатов, вооруженных луками и дротиками. Численность этнических македонян в фаланге нового образца составила 6700 человек, а общая численность смешанной фаланги насчитывала 26 700 человек. По Арриану: «Вернувшись в Вавилон, Александр застал там Певкеста, пришедшего из Персии. С собой он привел 20 000 персидского войска. Привел он немало коссеев и тапуров, ему сказали, что из племен, пограничных с Персией, это самые воинственные».

Отправляясь в Индию, Александр поручил наместникам восточных провинций вооружить 30 000 молодых иранцев македонским оружием и обучить их греческому языку и письму. Здесь царь заложил фундамент тех преобразований армии, который принялся осуществлять в 324 году в Вавилоне. По Арриану: «Пришли к Александру сатрапы из завоеванных земель, с ними прибыло 30 000 юношей. У них было македонское оружие и обучены они были македонским военным приемам». Плутарх пишет: «Тридцать тысяч мальчиков, которых Александр велел обучать и закалять, оказались не только сильными и красивыми, но также замечательно ловкими и умелыми в военных упражнениях. Александр очень этому радовался, а македоняне огорчались, опасаясь, что царь теперь будет меньше дорожить ими. Поэтому, когда Александр собрался отослать к морю больных и изувеченных воинов, македоняне сочли это обидой и оскорблением. Они говорили, что царь выжал из этих людей все, что они могли дать, а теперь с позором выбрасывая их, возвращает их отечеству и родителям уже совсем не такими, какими взял».

По Диодору: «В это время в Сузы пришло 30 000 персов, совершенных юнцов, отобранных за свою красоту и силу. Их собрали по приказу царя. Они долго обучались военному делу под руководством приставленных к ним учителей и воспитателей. Теперь, роскошно одетые, в полном македонском вооружении, они маневрировали перед городом, показывая царю свое умение, и успехи в военном деле и были им особо награждены. Так как македонцы отказались идти за Ганг, то Александр организовал этот полк из персов однолеток, который можно было бы противопоставить македонской фаланге». Царь справедливо опасался возникновения новых волнений среди своих ветеранов, поэтому поначалу новая персидская и старая македонская фаланги представляли две совершенно разные армии, и речь не шла о включении персов непосредственно в состав македонской пехоты.

В Сузах началось формирование новой конницы. Александр ликвидировал чисто македонский характер всадников (агемы). Теперь в конницу были зачислены бактрийцы, согдийцы, арахосийцы, дрангиане, арии, парфяне и персы – эваки. После того как из Описа на родину отправились 1500 македонских всадников, то в каждой из пяти гиппархий теперь осталось около сотни македонян. Остальные являлись греками или иранцами. В отряд гипаспистов, составлявший ядро царской пешей гвардии и находящийся непосредственно под командованием Александра, были также зачислены иранцы, выходцы из знатных родов, причем, командиром был назначен бактриец Гистасп.

В 324-323 годах в армию Александра в общей сложности было включено 50 000 персов, из которых 30 000 составляли воины, обученные македонскому обычаю ведению сражения в фаланге, а остальные 20 000, приведенные Певкестом, являлись лучниками и пращниками. Таким образом, в армии численностью в 70 000 человек сами македоняне составляли едва ли 1/14 часть. Смешанную армию Александра можно расценивать как результат военной необходимости. Восточные контингенты теперь не просто обособлено служили в виде отдельных формирований, а были непосредственно включены в состав македонских подразделений. Кроме уменьшения численности македонян и греков, реформы армии Александра были обусловлены изменением ведения боевых действий, когда значительно снизилась необходимость использования фаланги по причине отсутствия крупномасштабных сражений. Партизанская тактика ведения войны против македонян в Средней Азии потребовала значительного повышения мобильности армии и большего количества легковооруженной пехоты. Также в условиях ведения боевых действий в степной и пустынной местности возросла роль конницы, особенно – легкой кавалерии.

-2
-3
-4
-5
-6
-7