Режиссер Сергей Дебижев проделал большой путь от постмодерна начала девяностых ("Два капитана 2") до зрелого, прочувствованного, авторского кино, каким является фильм о Соловках "Святой архипелаг". От глумливой игры со смыслами, потерявшими значение под натиском "нового" времени, к фильму о поиску смысла жизни, о возвращении к основам. А основа всего - Бог, а Бог есть жизнь. В одном своем интервью Дебижев говорит: Мы ждали время больших смыслов – и оно пришло. Через кровь, страдания, непонимание того, что происходит, появились надежды, что сейчас начнется перелом. В 80-х молодежь, к которой относился и сам Дебижев, а также его товарищи Курехин и Гребенщиков (с которыми он снимет "Два капитана 2"), ждали перемен. Но никто не знал, каких перемен, зачем и почему. Перемены настали. Но поскольку никто толком не знал, чего хочет, пришла пустота. И эту пустоту занял бес. Такова участь людей в эпоху постпостмодернизма: настает пустота, потому что все вокруг перестает иметь значение (да и как и
Святой архипелаг (2022, Россия, документальный): Остановка времени на Соловках
27 июня 202327 июн 2023
97
3 мин