Биография Питера Шульжевского: программиста, основателя торговой платформы Wish, миллиардера
“Мы с самого начала знали, что если не зададимся целью построить действительно масштабный, самодостаточный бизнес, то просто не сможем этого сделать.” (с) Питер Шульжевский
Каждому из нас хоть раз хотелось купить дорогую вещь по бросовой цене. Даже зная, что есть риск получить совсем не то, что заказывали. Самый молодой технологический миллиардер Канады создал Wish – торговую площадку, на которой человек легко может удовлетворить свое желание. Она известна навязчивой причудливой рекламой в социальных сетях, забавными и зачастую странными товарами, цена которых не превышает нескольких долларов – будь то свисток для собаки, туфли, по виду неотличимые от дизайнерских, или надувной бассейн для всей семьи.
Тем не менее компания смогла всего через 5 лет после запуска составить конкуренцию и напугать таких гигантов электронной коммерции как Alibaba и Amazon, причем, сознательно нарушая главные правила – быстрое время доставки, четкие описания, и выдавая пользователям ассортимент, на первый взгляд, кажущийся случайным. Так почему такая компания смогла добиться успеха и что известно о ее основателе?
Польский иммигрант
“Если у вас есть идея, поговорите с как можно большим количеством людей, обладающих знаниями в этой области. Поговорите с теми, кто видел, как компании терпят неудачу и добиваются успеха. Просто сделайте это, но прежде осознайте, что последовательность – самая недооцененная добродетель в предпринимательстве.” (с) Питер Шульжевский
Питер Шульжевский родился 1 января 1980 года в польском городе Щецин. Когда ему было три года, родители переехали в Варшаву и он рос в Тахомине, “спальном” районе столицы, который до сих пор известен неблагоприятной криминогенной обстановкой. В 1991-м семья Шульжевских переехала в Канаду и обосновалась в небольшом университетском городе Ватерлоо. Это спокойное, благополучное место, средний годовой доход жителей которого выше, чем в целом по стране, уровень безработицы ниже, также это один из интеллектуальных и технологических центров Канады.
Молодой человек с отличием окончил местную школу, получил государственную стипендию и поступил в университет Ватерлоо на математический факультет. Во время учебы он увлекался информатикой, программированием, бодибилдингом и состоял в студенческой футбольной команде. На тренировках Питер познакомился и подружился со своим будущим партнером по бизнесу Дэнни Чжаном, который был не только отличным программистом, но и так хорошо играл в футбол, что ему прочили карьеру профессионального спортсмена.
Карьера в Google
“У меня всегда было ощущение, что у него не было времени, знаете ли, валять дурака.” (с) Брайан Сингерман, бывший сотрудник Google, партнер венчурной фирмы Founders Fund
После окончания университета Питер планировал связать свою жизнь с технологиями. Он переехал в Кремниевую Долину, поселился в трехкомнатной квартире вместе с двумя соседями, такими же начинающими программистами. Вчерашний выпускник сумел устроиться на трехмесячную стажировку в Google, в то время в будущем технологическом гиганте работали приблизительно тысяча человек. Он трудился в подразделении, которое создавало алгоритмы поиска по ключевым словам. Летом 2007-го Шульжевский отправился в Сеул, чтобы присоединиться к команде нового отделения Google.
Там он продолжил работу над поисковиками уже с учетом специфических особенностей азиатского рынка, которые использовали более расширенные, многословные запросы, изучал стратегии рекламы, продаж и научился фокусироваться на желаниях и возможностях покупателей, а не маркетологов. Питер копил деньги, которые позволили бы жить, не нуждаясь, примерно 2 года – столько, сколько он планировал потратить на создание собственного стартапа по разработке программного обеспечения для компаний электронной коммерции.
Реклама следующего поколения
“Мы думаем, что так же, как Alibaba, так же как Walmart, сможем достичь рыночной капитализации в сотни миллиардов. Обе эти компании были построены на одной и той же идее: экономия времени и денег для своих потребителей. Мы делаем то же самое с помощью ваших смартфонов.” (с) Питер Шульжевский
Наконец, в 2009-м году достаточная сумма была на руках. Питер покинул Google, вернулся в Калифорнию, зарегистрировал фирму ContextLogic и окунулся в работу. Через полгода у него было готово ПО для платформы рекламных рекомендаций, которая анализировала поведение и интересы пользователей в интернете, чтобы предложить им подходящие товары и услуги. Джереми Стоппельман, бывший коллега Шульжевского по Google, и соучредитель Yahoo! Джерри Янг поверили в него и инвестировали $1,7 млн. Стартап можно было развивать. Питер попросил старого друга Дэнни Чжана, который в то время работал в Yellowpages.com, присоединиться.
Тот согласился и вместе они набрали первую команду из десятерых выпускников математического факультета университета Ватерлоо. По инсайдерской информации, в 2011-м году Марк Цукерберг предлагал купить ContextLogic за $20 млн, но партнеры отказались – у них были более амбициозные планы на будущее: рекламная сеть будущего поколения. Но, к сожалению, затея оказалась неудачной и было решено приступить к плану “В”.
Самый большой и доступный торговый центр
“Для меня было честью основать Wish и руководить ей на протяжении невероятного роста как частного бизнеса, так и в первые дни существования в качестве публичной компании. Моим видением при создании Wish было донести недорогие товары до потребителей, которым не уделяли внимания существующие предложения электронной коммерции. Я горжусь тем, чего мы достигли на данный момент, но нам еще предстоит пройти долгий путь.” (с) Питер Шульжевский
Изначально план заключался в разработке и запуске приложения, в котором пользователи могли составлять свои собственные “Списки желаний” (“Wish Lists”): того, что они хотели бы приобрести на онлайн-площадках – многим нравится собирать “в копилку” интересные вещи и идеи. Подборку, в соответствии с их интересами, оставляло приложение. В то время покупки с помощью смартфона, в том числе, у крупных агрегаторов, типа Amazon или Aliexpress, еще не существовали. Чжан предложил переименовать компанию в Wishwall.me, это название позже сократилось до просто Wish – “Желание”. Игра в списки пожеланий понравилась пользователям и их набралось несколько десятков тысяч, и тогда партнеры решили превратить желание в реальность.
Партнеры связались с продавцами в Азии и предложили им платформу с уже готовой клиентской базой. Взамен те делали максимальную скидку на все товары и отправляли заказы сами, через ChinaPost, минуя логистические компании, платную почту и дорогие логистические хабы. Одним из залогов успеха было, что в то время действовал договор между федеральными почтовыми службами КНР и США о том, что посылки весом до 2 кг доставлялись по очень низкой фиксированной цене. И зачастую отправить посылку из Шанхая в Остин стоило дешевле, чем из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.
Стоимость большинства товаров на платформе не превышало $25, а скидки на предметы роскоши или дорогую технику могли доходить до 90%, поэтому клиенты были готовы ждать 2 недели, тогда как Amazon доставлял покупки в течение трех дней. Но было одно очень существенное “но” – качество товаров, которое в некоторой степени даже стало интернет-мемом: “ожидание и реальность”, породившее огромное количество популярного до сих пор контента “распаковка посылки из Китая”. Также на платформе можно было найти массу очень странных, смешных и бесполезных вещей.
Тем не менее, приложение начало пользоваться огромной популярностью, особенно в США. Аудитория Wish сосредоточилась не в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе или Кремниевой Долине. Большинство клиентов платформы жили в маленьких городках по всей стране, согласно исследованиям, их любимым способом развлечения было посещение торговых центров и магазинов типа “Fix Price”, а накопления редко превышали $500.
Маркетплейс начал стремительный взлет, несмотря на все связанные с ним проблемы, особенно в сфере контроля качества и обслуживания покупателей. В погоне за ростом, компания вкладывала в продвижение огромные средства: реклама в Facebook**, акции с участием знаменитостей, долгосрочный контракт с Los Angeles Lakers. К 2015 году компания насчитывала десятки миллионов клиентов, сотни тысяч продавцов, привлекла $600 млн инвестиций и оценивалась в $3 млрд, а по некоторым сведениям, и больше.
В этом же году владелец Amazon Джефф Безос и владелец Alibaba Джек Ма почувствовали конкуренцию. Безос пригласил Питера Шульжевского на переговоры и, по информации инсайдеров, предложил ему $10 млрд за Wish. Питер отказался, несмотря на то, что Безос был его кумиром и образцом для подражания. Он считал, что его компанию ждет еще больший объем продаж и предложенная сумма недостаточна. Покупатели же, в свою очередь, не были готовы предложить больше. Сделка не состоялась.
Погружение в хаос
“Мы переходим к следующей главе. Я уверен в руководящей команде, которая у нас есть, чтобы реализовать наше видение, поддержать Wish на следующем этапе трансформации и глобального роста. Я с нетерпением жду участия в определении будущего направления нашей компании в качестве члена совета директоров.” (с) Питер Шульжевский
В 2019-м Wish заняла третье место на мировом рынке электронной коммерции и третье место в США по объему продаж, привлекла в общей сложности $1,6 млрд и оценивалась в $11,2 млрд. Питер Шульжевский владел 18% акций, Дэнни Чжан, который работал в основном с азиатскими партнерами – 4,2%. В 2020-м компания стала публично торгуемой через IPO. Акции стоили $24 за единицу при общей оценке в $17 млрд. Все шло прекрасно. Тем более удивительно, что серьезные проблемы Wish начались в период пандемии, когда одной из немногих прибыльных отраслей стала электронная коммерция.
Одна из причин была все в том же – качестве товаров. По мере увеличения бизнеса жалобы росли как снежный ком. К нему добавилась критика за оскорбительные изображения, иски за нарушение авторских прав и ложную рекламу. Во Франции, где было больше всего клиентов Wish после США, платформу удалили из поисков Google следуя жалобам клиентов на качество и сроки доставки, которые из-за пандемии сильно увеличились.
Нельзя сказать, что Питер и руководство Wish не пытались исправить ситуацию. Они штрафовали недобросовестных продавцов, собрали команду из 10 тыс. активных покупателей, которые делали контрольные закупки, проверяли качество и отзывы в обмен на бонусы, скидки и подарки. Компания сама еженедельно проверяла продавцов, создала ПО для отслеживания поддельных отзывов.
Внутри Wish тоже назревали проблемы. Началась текучка кадров – менеджеров постоянно перебрасывали с участка на участок и люди увольнялись. Они жаловались, что фирма не была готова к потоку заказов, свалившихся с началом пандемии, многие перегорели от постоянных переработок. Рейтинг Wish среди компаний-работодателей резко упал. Но это были еще “цветочки”. “Ягодками” стали угрозы президента Трампа выйти из Всемирного почтового союза, что означало – больше никаких посылок из Китая по низким тарифам. На этом фоне акции Wish упали (рухнули) на 82%.
Снова вверх
“У Wish есть все составляющие, чтобы стать настоящим лидером в сфере электронной коммерции – отличный продукт, привлекательная социальная платформа, ориентированная на развлечения, сильная база пользователей и команда мирового класса, которая высоко мотивирована для выполнения плана преобразований. Я горю желанием применить свой собственный опыт в сфере розничной торговли и электронной коммерции, чтобы еще больше усовершенствовать нашу направленность и вернуть бизнес на путь роста. Я твердо верю, что лучшие годы для Wish еще впереди. “ (с) Виджай Талвар, генеральный директор Wish
В ноябре 2021 года Питер Шульжевский номинально ушел с поста генерального директора, но оставался им вплоть до января 2022-го, когда пост занял Виджей Талвар, ранее работавший на руководящих должностях в Nike, Foot Locker, Blue Nile Inc., фонде Билла и Хиллари Клинтон. Питер остался на стратегической позиции в совете директоров. Несмотря на то, что угрозы Трампа выйти из почтового союза не воплотились в жизнь, компания старается больше не допускать возможность подобных рисков, для этого привлекла 50 тыс. магазинов в 50 странах мира в качестве пунктов самовывоза и центров курьерской доставки и обязывает продавцов отправлять туда товары оптом.
Также она организует собственные склады, позволяя продавцам частично хранить товар в США и Европе, что повысит стоимость, но значительно сократит время доставки, которую Wish возьмет на себя. В марте 2023-го маркетплейс снова появился в магазинах приложений и поисковый системах Франции, что означает возвращение большого количества клиентов.
Питер – активный член совета директоров компании и работает вместе с Виджеем Талваром. Также он является генеральным директором ContextLogic – материнской компании Wish, а его состояние на сегодняшний день Forbes оценивает в $1,7 млрд. Шульжевский учредил стипендию для студентов университета Ватерлоо, а также спонсирует участие команд Ассоциации вычислительной техники ВУЗа в ежегодном Международном конкурсе программистов. Он выступил частным инвестором стартапа Plug Drink, который выпускает травяной напиток, набирающий популярность среди последователей здорового образа жизни.
Если у вас есть идея – реализуйте её. В процессе вы поймете, что в ней не так (обычное дело для стартапа) и по ходу процесса поверните вектор направления в другую сторону (план “В”). Как только у вас всё начнёт получаться – не продавайте за копейки (типа $4 млн), а работайте дальше. Вам предложат больше… А здесь уже всё зависит от вас. Продать дело вашей жизни и наслаждаться ролью рантье или работать дальше, переживать взлеты и падения, пробиваясь в Высшую Лигу, клуб “Меняющих Мир”... Выбор делать вам.
**Запрещенная в России социальная сеть
Читайте также:
- Нат Тернер: “Я с детства мечтал стать бизнесменом”
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!