Разговор о путешествиях былой эпохи надо начать с того, что молодой современник вряд ли сможет, что называется, осознать с ходу. Никаких Анталий и Мадагаскаров еще недавно не было даже в мыслях – разве что для исчезающе узкой прослойки населения. Зато любой уголок СССР – к вашим услугам. Крым, Кавказ, Прибалтика – да ради Бога. Мало того, в санаториях за полную стоимость практически никто никогда не отдыхал, поскольку каждый работающий советский человек был членом какого-нибудь профсоюза. Именно профсоюз брал на себя львиную долю затрат, оплачивая от 50% до 100% стоимости путевок. Это считалось настолько привычным, что ничего иного никто и представить себе не мог. Впрочем, более смелые граждане предпочитали дикарский отдых – вспомним знаменитую комедию «Три плюс два». Это – не выдумка идеалиста-сценариста: все так и было. Разве что, таких симпатичных соседей по пляжу надо было поискать…
Касательно цен, лучше всего заглянуть в буклет Аэрофлота полувековой давности. Берем, к примеру, маршрут «Москва – Адлер». Билет на самолет – 26 ₽, на поезд – примерно 28 ₽. До Баку – соответственно, 40 ₽ и 32 ₽. Личный автомобиль тогда был редкостью, однако же в период отпусков их плотность на южных направлениях ощутимо возрастала. Цена удовольствия, грубо говоря, – 1 копейка за километр! Мало? Тогда многие полагали, что это очень дорого…
При смешных, казалось бы, зарплатах в районе 100 – 200 ₽ в месяц практически все имели возможность 24 дня в году валяться на пляже, наслаждаясь солнцем, морем и хотя бы временным отсутствием любых проблем. Чатов и прочих вацапов к нам тогда еще не завезли, звонков от начальства по мобильным телефонам также не было в связи с отсутствием таковых, а денег, каким-то чудом, на все это хватало.
Впрочем, не совсем так. Герои упомянутой комедии, хоть и прикатили «на юга» на «Волге», однако питались какими-то сухарями и консервами. Это было существенно дешевле, чем цивилизованный прием пищи, и при этом лишено всяческой нервотрепки. Правда, днем проникнуть в заведение общепита было чуть проще, чем вечером, но все равно – была своя специфика. Меню было предсказуемым – щи, харчо, макароны, жареная рыба, компот, чай… Но это было доступно при любой зарплате. Средний обед в столовой обходился примерно в рубль.
Что касается билетов – как на самолет, так и на поезд, то проблемы с их доставанием были. Бывалые старались приобретать их за 45 суток до отправления, причем очереди в кассах всегда были огромными. Каким-то чудом билеты все же приобретались, и все желающие отбывали по назначению. Иногда билеты бронировались продавцами путевок – скажем, профорганизацией завода.
Проблема проживания решалась по-разному. Обладателям путевок заботиться было не о чем, остальным же оставались гостиницы и частный сектор. Если вы забронировали номер в гостинице заранее (интернетов еще не было!), то дело одно, если же нет, то, скорее всего, вас туда не пустят. Но все проблемы закрывал частный сектор. Цены зависели от множества параметров – комфорт, удаленность от моря и так далее. Для грубого расчета можно ориентироваться на 3 ₽ в день.
Что дешевле – общественный транспорт или личный? Так вопрос никогда, в общем-то, не ставился. Заядлый автомобилист не мыслил отдыха вне своей баранки, а потому сама мысль о пребывании в каких-то душных купе казалась ему кощунственной. Сама по себе поездка в пересчете на бензин обходилась дешевле поездов и самолетов – разница была огромной, если ехала целая семья или компания.
Если говорить не о поездках в определенную точку пространства, а о путешествиях вообще, то автомобиль, в общем-то, был вне конкуренции. Снять номер в гостинице даже заштатного городка было порой очень проблематично, а таблички типа «Мест нет» являлись привычным атрибутом того, что позже станут называть «ресепшен». Поэтому ночевки в автомобилях были вполне нормальным явлением, а бытовые трудности таковыми просто не считались. И в этом был особый кайф, когда вы могли спокойно подъехать практически к любому водоему, не боясь наткнуться на какие-то шлагбаумы или заборы.
Вы в полной мере осознавали себя путешественником, а не просто наездником, и уж никак не пассажиром. А тот факт, что абсолютно все проблемы приходилось решать самостоятельно, только улучшал боевой настрой экипажа.
Что еще почитать:
Палатка, канистра и свобода: каким был автотуризм СССР