Найти в Дзене

Искусство экрана в современном поле культуры

Все знают, что современная культура визуальна в большей степени. Сегодня люди смотрят фильмы на разных носителях. Кино важно для понимания мира, в котором мы живем. И для того, чтобы помочь человеку ориентироваться в этом многообразном визуальном мире. Особенно важно говорить о киноискусстве в век цифровизации, изменения технологий, под воздействием изменяется и психология зрителя. Как культура и новые технологии влияют на развитие кинопроцесса в обществе? Кино - коллективное творчество, синтетическое, где люди находят друг друга, сотрудничают вместе, придумывает какие-то идеи и концепции. Сейчас стало гораздо проще найти технику: можно снять фильм на тот же сотовый телефон, распространить его в Интернете, а не в коммерческом кинотеатре. С другой стороны, промышленное кинопроизводство значительно дорожает, а прокат в кинотеатрах стал значительно уже, по сравнению с тем, что снимается. В мире делается 6 тысяч полнометражных фильмов в год, из которых, реально, от 25-50 показываются в больших кинотеатрах в нормальном режиме. Остальные фильмы уходят на фестивальную орбиту или уходят в интернет пространство. Есть такие онлайн площадки как NETFLIX, AMAZON, которые не хотят выпускать фильмы в кинотеатры. Тем самым кинотеатральная премьера теряет свое значение.

«Голливудские фильмы сделаны по принципу монтажа аттракционов и заполонили весь мир»,- говорил К. Разлогов

Сейчас кинопедагогике и медиаобразованию уделяют внимание многие. А, что касается кинопроизводства, есть транснациональные центры производства. Более известные из таких – Голливуд, который практически связан с планетарной системой кинозалов, которые делает фильмы не для национальной, а мировой аудитории. Второй центр такого рода – Болливуд, это Индийское кино с огромным количеством создаваемых и распространяемых фильмов в азиатском регионе, где влияние Болливуда сильнее, чем влияние Голливуда. Считается, что есть и центр в Нигерии (Африке) – это Нолливуд, где делаются картины дешевые, но популярные среди местного населения. Это довольно большая кинематографическая империя, хотя мы говорим и думаем о ней меньше. В нашей стране есть киноимперия Якутии. Снимают на своем языке и для местного населения, фильмы окупаются там довольно хорошо. В последнее время центр Якутии имеет и международное распространение. Например, картины Якутии получили призы и на ММКФ, показаны также в Берлине.

Как изменился зритель за последние несколько лет? Стал ли он более взыскателен, художественно образован? Многие ли фильмы-победители на кинофестивалях доступны активному зрителю?

Различные ремейки, ребуты, сиквелы и приквелы – это феномен не новый, а старый, как сам кинематограф. В последние годы участились фильмы, которые переполнены отсылками и реверансами в сторону кинематографа прошлых лет. Переступив черту столетнего юбилея, киноискусство накопило настолько огромный опыт, что стало цитировать само себя и в этом самоцитировании находить новые смыслы.

Этот пласт кино ушел из кинотеатров на фестивали и на интернет-платформы. Из-за возможностей интернет-пространства молодежь сейчас телевидение не смотрит. А куда еще идти за хорошим кино?

Современные критики и популяризаторы качественного кино предлагают нам пойти в музеи. Ведь огромное количество современного искусства связано с экранным творчеством. В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина есть специальный отдел, который занимается именно экранными формами. Они собираются открывать три зала, строят новый корпус. И люди идут в музеи за кино уже не первый год. Таких музеев становится все больше и больше. Показывают там классику и экспериментальные формы, где связано изобразительное искусство и кино, а иногда музыка и кино.

На вопрос, какое кино нужно смотреть, известный кинокритик К. Разлогов отвечал так:

«Вы спрашиваете, какое кино смотреть молодым, чтобы у них сформировалось правильное мировоззрение? Я не верю, что кино формирует «правильное» мировоззрение. Я, скорее, посоветую молодому поколению смотреть хорошее разное кино - фильмы, которые развивают восприимчивость к искусству и разным жизненным реалиям, расширяют кругозор. Разные фильмы нужно смотреть, потому что разные фильмы дают разные «витамины для души».

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ