Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Иллюзия побега” (2023): В дебри сказочной тайги падают они

Оглавление

Концептуальный психологический триллер “Иллюзия побега” (Superposition) – это первый полнометражный художественный фильм датчанки Каролине Люнгбю (Karoline Lyngbye). До этого была короткометражная драма “Острые локти, разбитые коленки” (Spidse albuer, blødende knæ) 2013 года, где она тоже выступила и режиссёром, и сценаристом. К своим самостоятельным проектам Люнгбю шла через монтаж, должность ассистента режиссёра, графический дизайн, продюсирование.

Постер к фильму "Иллюзия побега" (2023)
Постер к фильму "Иллюзия побега" (2023)

Премьера триллера “Иллюзия побега” состоялась на International Film Festival Rotterdam (IFFR) в начале 2023 года в секции Limelight. Этот фильм также был одним из 13 жанровых проектов, который должен был быть представлен на Frontières Platform в рамках Каннского кинофестиваля ещё в 2021 году.

Этот фильм был куплен датской компанией TrustNordisk*, ведущим торговым агентом в Европе, той же, которая распространяла оскароносную драму Томаса Винтерберга (Thomas Vinterberg) “Ещё по одной” (2020, Another Round/Druk). TrustNordisk заключила сделки на прокат со странами Бенилюкса и СНГ, также с Польшей.

*Эта компания появилась в 2008 году путём объединения подразделений по продажам Trust Film Sales кинокомпании Zentropa и Nordisk Film International Sales старейшей производственной компании в мире Nordisk Film (основана в 1908 году).

Сюжет

Семья из трёх человек – мама Стине, отец Тейт и их сын Немо – приезжают в глухой лес на год. Это проект Стине и Тейта по отключению от комфортной жизни и городской суеты – здесь нет радиоволн, мобильной связи, а почту отправлять можно только в бумажном виде – с целью лучшего знакомства с собой, для занятия своими делами, для жизни в искренности и полной честности, в том числе с самими собой. Стине и Тейт при этом записывают подкаст с романтичным и многообещающим названием “Рай” (Paradise), в котором отображают своё текущее состояние.

Стине (роль исполнила Мари Бах Хансен/Marie Bach Hansen), Немо (роль исполнил Мило Олсен/Mihlo Olsen) и Тейт (роль исполнил Миккель Бо Фьёльсгард/Mikkel Boe Følsgaard)
Стине (роль исполнила Мари Бах Хансен/Marie Bach Hansen), Немо (роль исполнил Мило Олсен/Mihlo Olsen) и Тейт (роль исполнил Миккель Бо Фьёльсгард/Mikkel Boe Følsgaard)

Несмотря на то, что в рекламе при поиске подходящего домика было отмечено, что вокруг нет других построек, а, следовательно, не будет и соседей, в один из дней Стине обнаружила точно такую же семью на соседнем берегу озера.

Разбор и впечатления

Тема интересная – даже больше не сами двойники, они тут скорее отвлекают внимание от главной проблемы – изоляции на добровольной основе. И я бы назвала эту историю не о двойниках, а именно о двойственности натуры. Когда человек как существо социальное всё же нуждается порой в полном уединении в диких условиях, несмотря на свою любовь к технологиям и комфорту. Двойственность как раз прослеживается и в выборе места проживания в чащобе. Стине и Тейт приняли решение сбежать от города в сельскую местность, но вот дом обустроен не как хижина: он стильный, в нём проведено электричество, кухня отлично укомплектована, есть сарай с запасами и вином для приятных моментов.

Стине и Тейт оба захотели сбежать от суеты Копенгагена, потому и оказались в шведском лесу, или “в сумрачном лесу, дремучем и грозящем, чей давний ужас в памяти несу”, если обращаться внутрь их душ, омрачённых устоявшимся недопониманием из-за супружеской измены Тейта.

Она – писатель, старается поработать над своей книгой, до этого много писала для журналов и газет. Он – муж, нелюбим, поэтому “бежит” в поисках теплоты в другую сторону. Между мужем и женой давно назрела драма, они пытаются изо всех сил вернуть целостность ранее построенного мира, но ничего у них не получается. Побег в шведский лес не решает проблемы – они стараются найти покой внутри себя, но вспоминают, что произошло и что у них есть сын Немо.

Мальчик постоянно требует внимания, и это не вписывается в ожидания Стине и Тейта относительно мирного сосуществования и искренности. Может, неслучайно в качестве имени для сына выбрано именно Немо (этим именем царь из греческой мифологии Одиссей назвался Циклопу), что можно перевести как “никто”. Буквально “никто” не виноват в том, что с вами происходит, но вот иронично – именно Немо приходится от этого страдать. Мальчик только начинает свой путь (или путешествие), на данном этапе своего пути ещё не понимает того, что происходит в жизни его родителей-взрослых. И порой их не узнаёт в силу каких-либо обстоятельств, потому что вчера мама была добрая и отзывчивая, а сегодня вдруг может оставить в лесу под деревом, потому что ей что-то померещилось. “Ты – не моя мама. Я хочу домой,” – говорит мальчик после случая в лесу, когда Стине пытается его обнять. С одной стороны, это обрисовывает возникшую путаницу с двойниками; с другой, это можно воспринимать метафорически. Для Немо вчерашняя радостная мама сегодня стала нервная и замкнутая.

Когда человек задумывается об изоляции, мне кажется, это признак того, что ему требуется отдых от окружения, он хочет разобраться в себе. В фильме не идёт речи о ковиде, что сейчас вполне привычно для использования в сюжете, семья прячется в лесу не от вируса, они прячутся от себя самих. Да, это осознанное уединение.

В самом начале используется очень много отражений. Установочный план показывает вертикальную линию горизонта: отражение леса в воде показано под иным углом, что намекает на то, что ситуацию стоит разбирать глубже, важно подумать, прежде, чем делать выводы. Между Стине и Тейтом произошёл раскол. Он ей изменил, и, как говорит Стине, её мир после этого рухнул. Так отражения в данном случае подчёркивают состояния главных героев “до” и “после”. С момента как в их жизни произошло разобщение они словно раздвоились и никак не могут вновь стать единым целым: как личности, как семья. Тейт словно подтверждает эту мысль, говоря: “Хочу найти тебя, в каком-то смысле и себя”. Даже когда они записывают подкаст, всегда можно заметить, как на втором плане мельтешит отражение Стине в стеклянной стене их лесного жилья. Словно призрак прошлого, к которому оба супруга хотели бы вернуться через целительный побег в природную чащу.

Сцена записи подкаста, когда Стине и Тейт спорят по поводу искренности. Стине подкалывает мужа, что тот постоянно лжёт на работе, прикрываясь состоянием здоровья, чтобы не приходить в офис. Она не понимает, как они собираются поддерживать уровень честности при постоянном "редактировании" реальности
Сцена записи подкаста, когда Стине и Тейт спорят по поводу искренности. Стине подкалывает мужа, что тот постоянно лжёт на работе, прикрываясь состоянием здоровья, чтобы не приходить в офис. Она не понимает, как они собираются поддерживать уровень честности при постоянном "редактировании" реальности

Интересно то, что местом съёмок указана Швеция, но в Дании есть Хестехавский лес (Hestehave Wood, или Horse Garden Wood), отражающий двойственность происходящего в сюжете. Он находится на полуострове у входа в Балтийское море, между Данией и Швецией. И в полутора километрах от него на западе острова находится его близнец – лес Рингельмосе (Ringelmose). Он имеет тот же вид: холмистый ландшафт, растения произрастают на том же богатом глиной типе почвы. Текущие исследования, начатые в восьмидесятых годах, изучают параллельное развитие животной и растительной жизни в двух лесах-близнецах. Тейт в одной из сцен говорит, что прожил в Копенгагене всю жизнь, знает почти все улицы, все рестораны и все футбольные команды, но он совершенно не знает природы, не сможет назвать имени дерева или растения. Он приводит в пример высказывание австрийского философа Людвига Витгенштейна (Ludwig Wittgenstein) о том, что границы языка определяют границы собственного мира. То есть человек находится в постоянном неведении того, что происходит вокруг – богатство природы, сложность того, кто проживает рядом, постоянное изменение окружающего мира, но при этом нет и уникальности. Где-то существует близнец, переживающий то же самое, страдающий от той же боли; даже лес может повторить тот же ландшафт, но чуть западнее своего двойника. И встреча с новым человеком, максимально повторяющим твои черты и манеры, откроет лишь то, что всё в этом мире неуникально. И фактически развивается параллельно.

Само название фильма в оригинале тоже отображает эту мысль. В оригинале “Иллюзия побега” вовсе не иллюзия и не побег, это – Superposition (суперпозиция), термин из квантовой механики. Если есть два неких состояния, то возможна и их комбинация. В сюжете эта комбинация осуществляется – между вариантами супругов. Они изучают друг друга, постепенно понимая, что “мой такой же”.

Странность фильма заключается в том, что он начинается с одной темы – попытка семейной пары через метафору двойственности обрести покой и восстановить взаимопонимание, а заканчивается совершенно другим – у двойственности открывается научное обоснование (это интересно, но что с этим делать). В итоге создаётся впечатление, что сценаристы забыли завершить арку семьи – чей мальчик был найден в лесу, как же Стине и Тейт будут жить дальше (кто бы ни выбрался из леса - без спойлеров), не приняв чётких решений относительно их чувств друг к другу; ведь остался решённым только вопрос, как выпутаться из возникшей ближе к финалу ситуации с квантовомеханическим размножением членов семьи.

Проблема в том, что большая часть фильма уделена именно полученной психологической травме, которая омрачает своей тенью жизнь и Стине, и Тейта, потому препятствует тёплой телесной и духовной близости между ними. Эта тема подробно развивается и становится основной, и при появлении двойников построенная конструкция начинает шататься. Интерес вроде сохраняется, но квази-Стине и квази-Тейт могли и не приходить, всё и так было понятно, благодаря изобилию отражений в самом начале фильма и на протяжении всего хронометража. Либо зрителю только и остаётся усвоить, что проблема будет снова доставлена в Копенгаген в том же виде. Это просто вещь постоянная.