Найти тему
Наталья Косякова

Колдовская тайна вечности

Сцена из спектакля "Случайные встречи" (Театр "Современник", реж. Гульназ Балпейсова). Фото Александра Иванишина.
Сцена из спектакля "Случайные встречи" (Театр "Современник", реж. Гульназ Балпейсова). Фото Александра Иванишина.

В рамках режиссёрской лаборатории «Хочу как О.Н.» в «Современнике» первая премьера – «Случайные встречи» по рассказам Бунина в постановке Гульназ Балпейсовой.

«Я – девочка, я – про любовь», - сказала режиссёр журналистам на пресс-конференции. Я бы добавила – про русскую, и предложила любителям театра, а, может, и не только, полюбоваться этой сценической страстью, этим красивым нервом без пошлости, сочетанием амурной вспышки и бесконечной нежности.

Радостно, что всем известные бунинские сюжеты у Гульназ Балпейсовой – не о русской тоске, блинах и водке (а бывает и такое прочтение), она уходит в глубь человеческой души, пытаясь найти её разгадку.

Вряд ли скажешь об этом молодом режиссёре лучше, чем это сделала критик Майя Одина: «В режиссере Гульназ Балпейсовой есть что-то колдовское и даже ведьмовское. Она нутром чувствует эпическое и выбирает для театра тексты, позволяющие развернуть спектакль в вечное – мощное, кипящее страстями».

Ведьмовское, потому что ведает, что творит, собирая полотно, свою симфонию из красивых рельефно прописанных образов, точно продуманной сценографии и искусно вплетённой музыки и звуков жизни героев: дыхания, скрипа стульев, звона бокалов.

Вы молоды и Вертинский вам не люб и ещё непонятен? Войдя в спектакль Балпейсовой, полюбите и поймёте – это не может не случиться, потому что всё очень к месту – и оперные арии тоже - в этом более чем живом котле безумной, безответной, взаимной, исступлённой, эгоистичной, жертвенной, одним словом, разной любви.

Ведьмовское – не звериное, не животное в человеке начало, не та половинка души, а поиск части второй, той протосилы, что разлита во Вселенной и без которой полноценная любовь вряд ли возможна.

Гульназ рассказывает, что Бунин с ней с первого курса, что на протяжении всей учёбы в Щукинском училище возникали различные фрагменты сценического воплощения его строк, а дипломный спектакль «В Париже» по его рассказам попал в репертуар Театра Вахтангова.

«И нынешнее возвращение к писателю, - говорит Балпейсова, - как долгий роман, я чувствую, что он должен быть вместе со мной. В эту постановку добавила «Окаянные дни», которые стали для меня новым открытием, и другие рассказы. Меня всё время волнует вопрос: почему даже в абсолютном счастье мы не разрешаем себе быть счастливыми? Это какая-то особая точка, в которой Бунин как будто меня открыл, и наказал в этом разобраться».

И она старается, хоть и есть ощущение долгого в этом пути, понять: почему, пребывая в абсолютном счастье, уже оплакиваешь, хоронишь его, почему человек не хочет быть счастлив, отгоняя этот момент, почему стремится к одиночеству?

По мнению Гульназ, здесь некая мольба писателя: пожалуйста, будь счастлив, продли это, не убивай, не повторяй моих ошибок. «Я воспринимаю любовь через свет, - говорит она, - и всё же мы так боимся рисковать жить, любить, требовать внимания, прощения, договаривать, догонять. Я перечитываю Бунина вновь и вновь, он так бьётся внутри меня, что мне хочется, чтобы всё это было».

Герои её «Случайных встреч» «рвут» в коротком замыкании тела друг друга, инстинктивно пытаясь пойти глубже, разыскать душу, требуют категоричных ответов, чтобы знать всё наверняка, готовы пожалеть отверженного и проявить нежность, которой внутри огромное море, безудержно ищут того, кто запал в душу ...

Очень это по-русски, как и стремление понять, где выход, в чём колдовская формула счастья? И просто, и сложно одновременно.

«Гульназ, - говорит исполнитель роли Николая Платоныча Сергей Юшкевич, - очень честный, пульсирующий режиссёр. Мне невероятно интересно было сочинять с ней спектакль, который труден именно своей простотой. Интересно увидеть и раскопать в этой кажущейся простоте глубины взаимоотношений между случайными прохожими на улицах чужого города. Бунин очень немногословный автор. Но за этой сдержанностью в словах стоит кипение неистовых страстей».

Балпейсовой нравится показывать человека с разных сторон. Говорит, что не может вычленить один рассказ из выбранных, потому что трогает каждый, ведь каждый из нас неоднозначен: сегодня ты – жертва, завтра – палач, каждая новая встреча раскрывает новые стороны. Здесь, по её словам, и широта человеческой души, и парадокс: ты – всё и всё есть в тебе. И она с завидным неистовством хочет открыть зрителю автора и свои задумки, ведь тогда сойдутся звёзды и волшебство откроется.

«Имеющий уши - да услышит, имеющий глаза - да увидит, имеющий разум - да осознает». Под рахманиновское «Всенощное бдение» и алый всплеск режиссёрских эмоций кому-то «вдруг» всё станет ясно и воцарится в душе лад.