Алиса спешила. Антикварный магазин закрывался в семь, в её распоряжении было всего двадцать минут. Оставалось только повернуть за угол и заветная дверь прямо перед ней. Она рывком открыла её и влетела во внутрь.
- Здравствуйте, - услышала она приятный баритон.
- Здравствуйте, я не опоздала? - слегка растерялась Алиса. - Я тут уже была, мне нужен фужер под вино.
- Вы как раз вовремя, - заверил её мужчина. - Я вас помню. Меня зовут Артур.
- А меня Алиса, - представилась девушка.
- Очень приятно, - улыбнулся Артур.
- Он стоит вон там, на полке, - Алиса указала витрину.
- Прекрасный выбор, - похвалил Артур. Он достал фужер и поставил его на стойку перед ней.
Алиса забыла обо всем на свете. Грани узора на чаше искрились и переливались целой гаммой цветов, сама чаша была невероятно красивой, очень изящной, на тонкой ножке с широкой круглой подставкой.
- Настоящий хрусталь, - вещал Артур, - произведён во второй половине восемнадцатого века. Уникальная и крайне редкая вещь, ни где такой не найдете!
Алиса рассматривала фужер. Вдруг ей показалось, что внутри хрусталя движется какая-то голубая субстанция. Она была как живая, клубилась и передвигалась по всему фужеру.
- Что это, - изумилась она.
- Да, были в то время мастера, не хуже нынешних, - усмехнулся Артур.
- Дорогой он, наверное, - проговорила Алиса.
- Ну что вы, цена вполне приемлема. А знаете, такой очаровательной девушке я готов отдать его бесплатно! Пожалуйста, он ваш! - Артур придвинул бокал Алисе.
- Ой, что вы, у меня есть деньги, я заплачу. Такая замечательная вещь не может быть бесплатной.
- Ну, в таком случае, вашей платой будет вечер, проведенный со мной. Я приглашаю вас выпить со мной вина, - галантно ответил Артур. - Не бойтесь, я не маньяк, приставать не буду, - заверил он с улыбкой.
Алиса сдалась. Фужер она терять не хотела. Да и мужчина, Артур, был очень приятным и каким-то загадочным, и эту загадку хотелось разгадать. И, хотя не в её правилах было пить вино с незнакомцами, тут случай был уникальный.
В уютном кафе - баре было безлюдно. Играла приятная музыка, их столик обслуживал вежливый официант. Он принёс бутылку вина и два бокала.
- Простите, бокал нам только один. Надеюсь, в вашем заведении не оштрафуют за то, что мы пришли со своей посудой? - пошутил Артур.
- Приятного отдыха, - пожелал официант, забрал лишний бокал и удалился.
Артур разлил вино. Потрясающий антикварный фужер Алисы сверкал в тусклом свете своими гранями и переливался всеми цветами радуги. Субстанция внутри медленно пульсировала и парила. Это завораживало.
- За вас, Алиса, - поднял тост Артур.
Зазвенели бокалы, Алиса сделала глоток.
- Превосходное вино, а из этого фужера оно ещё вкусней, - улыбнулась она. - Спасибо вам, Артур, и за подарок, и за вечер.
- Вечер только начался, - загадочно улыбнулся мужчина.
Алиса допила вино и поставила фужер на стол. Ей показалось, что хрусталь слегка померк, а голубая субстанция внутри стала заметно бледней. Но, приняв изменения за эффекты от выпитого вина и приглушенного света, не обратила на это внимание.
Артур рассказывал ей о своей работе, об уникальных антикварных книгах и монетах, рассказывал, что у каждой вещи есть своя история.
- И у моего фужера есть? - спросила Алиса.
- Конечно, - кивнул он.
- И вы её знаете?
- Очень хорошо знаю, - усмехнулся Артур.
- Расскажите, - попросила она. Ей было очень интересно, откуда взялась вещь, которая теперь стала её собственностью.
- С удовольствием, - с улыбкой ответил он. - Но сначала давайте наполним фужеры, - предложил Артур.
Они выпили. Алисе показалось, что её тело становится ватным, а в голове пульсирует.
Она глубоко вздохнула и тряхнула головой. Неприятные ощущения прошли.
- Когда-то давно, в середине восемнадцатого века, в семье одного богатого, но избегающего светской жизни графа, родилась дочь. Она была четвертым ребенком, сестрой троих старших братьев.
Девочку назвали Дарьей. Росла она крепенькой и здоровой. К десяти годам она была довольно мила: золотистые волосы, красивые голубые глаза, прямой носик, симметричные ушки. Отец нарадоваться не мог на дочь. Девочку все любили и очень баловали. Росла она своенравной и капризной. Её упрямство было невероятным, самолюбие не знало границ.
К пятнадцати годам Дашенька стала настоящей красавицей. От женихов отбоя не было, но граф, её отец, не торопился. Считал, что мала она ещё для замужества.
Случилось так, что в неё влюбился молодой пастух Макар, работавший у них. Он постоянно оказывал молодой барышне знаки внимания. То букетик цветов полевых для неё нарвет, то венок сплетёт и водрузит его ей на голову, словно корону, то земляники спелой и душистой принесет ей из леса.
- Это тебе от солнышка, - улыбался он.
Она принимала угощение с гордым видом и, не благодарив, шла мимо.
В другой раз большой леденец - петушка на палочке с ярмарки ей принесет.
- А это от кого? - смеялась она.
Её смех, как нежные колокольчики, ласкали слух Макара.
- А это от зайца! - весело отвечал он. - Лично передал!
Макар целыми днями думал о Дашеньке. А она играла им, то смеётся, кокетничает, то холодна, как лёд. Его устраивало все, лишь бы не гнала. Дашеньке нравились робкие ухаживания паренька. Нравились его милые подарки и весёлый разговор. Но она была совсем не глупа, понимала, что они не ровня и никогда не будут парой.
И вот, в один из дней после того, как Дарье исполнилось семнадцать лет, её сосватали. Хоть и своенравной была красавица, но отцу перечить не стала. Видимо, надоело жить под опекой родительской.
- Ну, вот и всё, скоро свадьба у меня, - сказала она Макару, когда он в очередной раз принес ей букет. - Возможно, после свадьбы мы с тобой и не увидимся больше. Ты будешь по мне скучать?
- От чего же не увидимся? - спросил он. - Чай, не на всегда уезжаешь, приедешь в гости. А скучать буду. В сердце ты у меня.
Дарья гордо вскинула голову и ушла.
А Макар решил памятку ей о себе оставить. На следующий день он напросился с управляющим в город. В городе Макар направился к дому городничего, Сокольского Владимира Александровича. Когда-то Макар спас жизнь Сокольскому, когда тот, будучи с друзьями на охоте, отстал от своей компании, с лошади упал и сильно покалечился при падении: острая ветка порвала одежду и сильно поранила бедро. Он истекал кровью. Макар уложил пострадавшего, туго перевязал рану куском от исподней рубахи и побежал за доктором. Макар обернулся вовремя, врач прибыл в течение четверти часа.
Впоследствии, когда городничий поправился, доктор сказал, что, если бы не Макар, городничий мог бы погибнуть на той дороге. Сокольский долго благодарил парня за спасение, пригласил к себе и пообещал помочь, если Макару что-то понадобится.
И вот, Макар прибыл к нему в город. Сокольский сразу узнал своего спасителя, был приветлив с ним. Макар долго ходить вокруг да около не стал, озвучил свою просьбу - подарок ему нужен. Самый лучший.
Через неделю Сокольский сообщил Макару, что просьбу его передал своему приятелю, владельцу стеклянной фабрики и его подарком уже занялся самый лучший мастер. Через два месяца к себе звал. По прошествии двух месяцев Макар снова приехал к Сокольскому.
- Ну, спаситель мой, принимай работу, - весело сказал он и поставил на стол фужер. Макар замер. Солнце играло на гранях хрусталя, он сиял. Чашу держала тонкая прозрачная ножка, красивый узор был невероятным. Макар только ахнул.
Сокольский засмеялся:
- Не ожидал? Аль не этого ты хотел?
- Спасибо вам, Владимир Александрович, век не забуду.
- Это тебе спасибо. Коли не ты, не было бы меня тут. Забирай свой подарок.
Макар аккуратно завернул фужер в мягкую ткань и спрятал его за пазуху. Подарок для Дашеньки был готов.
Через две недели в поместье графа гуляли свадьбу. Дашенька замуж вышла. Макар улучшил минутку и подошёл к ней, когда она одна осталась.
- Дарья Петровна, не гневайтесь. Попрощаться хочу.
- Ну что же, прощайся, - разрешила Дарья.
Макар протянул ей свой подарок. Восторг в её глазах был самым лучшим подарком для него.
- Это вам. Чтоб меня не забывали. Будь счастлива, любимая, - тихо сказал он, повернулся и ушел.
Дарья аккуратно прижала фужер к сердцу и вернулась к мужу. А на следующий день она покинула отчий дом в качестве молодой жены престарелого графа Маркелова.
Артур замолчал. В его глазах стояла горечь, что очень удивило Алису. Она была тронута историей искренней и чистой любви бедного пастуха к молодой графине.
- Что же случилось потом? - спросила она.
- Потом? - очнулся Артур. - Через три года Дарья овдовела и вернулась в отчий дом, погостить пока носит траур по мужу. Муж у ней в возрасте был, сердце шалило. И однажды он лег и не проснулся. Детей за это время они не нажили, так что Дарья осталась одна. Фужер она привезла с собой, вино пила только из него. А ещё через три года она пропала. Как в воду канула. Искали её все, и жители усадьбы, и деревенские. Но никаких следов не обнаружили. Лишь через две недели на опушке леса кто-то увидел человеческие кости и обрывки голубой ткани, в которых признали платье Дарьи. Доктор исследовал кости и сообщил, что они принадлежат молодой и здоровой женщине. Все решили, что Дарья пошла гулять в лес, заблудилась и на неё напали волки. Погоревали, но что делать. Жизнь продолжается.
- Как печально, - покачала головой Алиса. - А как фужер попал в ваш магазин?
- Это не очень долгая история, - ответил Артур, наполняя бокалы. - Так как у Дарьи не было своих наследников, то её имущество унаследовали её братья. Фужер достался самому младшему из них. Он его супруге своей подарил. Супруга та передарила его своей близкой подруге. Та подарила его любовнику. Через несколько лет он скончался и фужер продали одному купцу. Купец удачно сбыл его владельцу прядильной фабрики. Через несколько лет тот умер. После этого следы фужера теряются почти на сотню лет. Появляется он в начале двадцатого века в доме купца первой гильдии Смирнова. Бокал этот пробыл в его семье до тех пор, пока не пришли красные. После революции Смирнов с семьёй вынуждены были бежать на границу. Имущество его было конфисковано. Фужер тайно присвоил себе красный комиссар Ермолаев, жене своей подарил. Через год она умерла родами, и комиссар продал фужер в комиссионку, чтобы ничего не напоминало о ней. В комиссионке его купила вдова Меньшова, но её внук, горький пьяница, тайком продал его соседу. Сосед лет через десять отнёс его обратно в комиссионку. Простоял он там не долго, его купила одна учительница. До двухтысячного года фужер находился у неё. Потом её внук унаследовал её квартиру, всё ненужное, в том числе и фужер, продал мне. Так он и появился в магазине.
- Удивительно, что вам известны все подробности того, что произошло более двухсот пятидесяти лет назад, - сказала Алиса.
Её взгляд упал на фужер. Ей показалось, что субстанция собралась в какой-то образ. И Алиса разглядела... силуэт женщины!
- Ой, - сказала она, - что это?
- Где? - спокойно спросил Артур.
- Вот, в бокале. Это женский силуэт!
- Вы уверены? - усмехнулся Артур. - Это просто свет такой. Давайте лучше выпьем. Думаю, это будут наши последние бокалы на сегодня.
Алиса подняла фужер. Ей было неловко перед Артуром. Но она могла поклясться, что видела силуэт.
- Пусть сегодня каждый получит то, чего так хочет! - проговорил Артур. - Да исполнятся наши мечты! - он выпил свое вино до дна.
Алиса тоже сделала несколько глотков, вдруг, почувствовала головокружение, тело отказывалось повиноваться ей.
- Что это? Что вы со мной сделали? Зачем? - только и смогла проговорить Алиса.
- Идемте, я вам помогу, - сказал Артур, поставил Алису на ноги, взял фужер и повел девушку к выходу.
Очнулась Алиса в каком-то помещении. Тусклый свет озарял его, сложно было хоть что-то рассмотреть. Она была крепко привязана к стулу, на котором сидела. Напротив неё стоял стол, накрытый чёрной тканью. По углам стола горели толстые чёрные свечи. Одна свеча стояла по середине, рядом с ней фужер. Субстанция в фужере больше не была голубой. Нечто серое и липкое бесновалось в хрустале. Алиса чётко видела очертания женщины, значит, она не ошиблась! Но что это было?
Сбоку она увидела Артура. Он сидел, скрестив руки на груди и ждал, когда Алиса придет в себя.
- Проснулась? - участливо спросил он.
- Где я?
- У меня в гостях, - улыбнулся Артур леденящей улыбкой. - Тебе была интересна любовная история графини и пастуха? Я расскажу, что произошло на самом деле. Слушай.
Когда она вернулась после смерти мужа, Макар первый её встретил. Графиня, истосковавшаяся по мужчине, быстро приблизила его, без стеснения отдавая себя ему каждую ночь. Какие же это были ночи! Безумие и страсть поглощали обоих с головой. Бесстыдство не знало границ и им это нравилось.
Макар был счастлив, сбылась его мечта. Ради неё был готов на всё. И вот однажды она ему говорит:
- Годы идут, я не молодею. Скоро остынешь ты ко мне, молодуху пойдешь искать, а я не могу этого допустить. Помоги мне. Найди способ, чтобы я навсегда осталась молодой и красивой. А я клянусь, что навеки с тобой останусь, только твоей буду!
Макар, не задумываясь, бросился выполнять волю своей любимой Дашеньки. Первым делом пошёл в деревню, к ведающей бабке Лукерье. Сначала Лукерья слушать его не хотела, да уговорил он её помочь.
- Вещь у неё есть, любимая. Не расстаётся с ней никогда. Ты ей дарил: принеси мне её, - сказала Лукерья.
Макар сразу понял, о чём говорила ему бабка. В тот же день фужер был у неё. Бабка долго над ним шептала, что-то лила в него, потом насыпала, водила свечами и какой-то травой... Наконец, она закончила.
- Отдай ей его. Пусть трижды изопьёт вина из этого бокала и старость её в него уйдёт, и она навсегда останется такой, как есть. Но запомни. Если не сдержит она клятвы своей, что тебе дала, навсегда сгинет!
Макар, как на крыльях, нёсся к любимой. Всё сделала Дарья, как бабка Лукерья велела. Трижды выпила вина из фужера и заметила что-то серое внутри него. Поняла она, что это старость её в фужере томится, обрадовалась. А через месяц Макар её на сеновале с молоденьким конюхом застал. Не заметила его тогда Дарья. Вечером послала за ним. Пришел Макар в её покои, сам смурной, думы грустные думает. А на ему весело так:
- Что же ты, Макарушка не весел? Случилось что?
- Случилось. Обманула ты меня, Дарья Петровна! А бабка Лукерья предупреждала, что, если клятвы не выполнишь, сгинешь.
Разозлилась графиня не на шутку.
- Да кто ты такой, пастух, чтоб мне, графине, указывать, что делать! Да я тебя... - в гневе Дарья накинулась на Макара с кулаками. Но, не добежав до него вдруг... исчезла. Её платье голубое, в котором она тогда была, осталось лежать на полу, а самой нет. Не по себе стало Макару, кинулся искать. Видит, фужер на камине стоит, а в нём знакомый силуэт по стеклу руками бьет. Понял Макар, что произошло. Кинулся он к бабке Лукерье.
- Говорила же я тебе. Не вернуть её теперь.
Но Макар стоял на своем. Бабка Лукерья и в этот раз сдалась. Протянула ему какой-то черный порошок и сказала:
- Разбавь щепотку в ключевой воде, выпей из бокала. Тогда сможешь свою Дарью дождаться, везде её найдешь.
Научила его бабка, что делать и как её из фужера вернуть.
- Только тогда ты сможешь её вызволить, когда фужер этот твоим станет. Женщина незамужняя, примерно одного возраста с Дарьей, к тебе сама за ним придёт. Она и займет её место в фужере. Иначе не получится. Силы жертвы требуют. Но знай, как только Дарья вернется, всё для вас станет как прежде: вы оба начнете стареть.
И я всё сделал для того, чтобы о ней забыли. Увидел обглоданные волками кости и подбросил её платье, чтобы подумали, что это она. А потом я долго ждал. Держал фужер в поле своего зрения, а иногда терял его. Но всегда находил! Много лет гонялся за ним по России. Я шел по его следам, был сначала старьевщиком, потом продавцом комиссионок, потом антикваром. Я двести семьдесят лет хранил свою тайну, знал, что рано или поздно, фужер будет у меня. Так и случилось. А ты сама ко мне пришла, - заключил Артур.
Алиса не верила свои ушам.
- Не может быть! Так ты не Артур? Ты - Макар?
Мужчина кивнул.
- Что ты хочешь со мной сделать? - из глаз Алисы покатились слёзы.
- Ничего. Всего лишь вернуть свою любимую.
- Но она не любит тебя, она обманула, изменила...
- Я сквозь века пронёс свою любовь к ней и не отступлюсь, - ответил Макар. - Прости, ничего личного.
Он встал с кресла, подошел к Алисе, налил в фужер вина, насыпал в него что-то, пошептал и вылил Алисе на голову. Сначала ничего не произошло. Но уже через пару минут девушка перестала ощущать своё тело. Тут же с ужасом увидела свою одежду, лежащую на стуле, к которому была привязана ещё секунду назад. А рядом с Макаром появилась красивая молодая женщина. Обнаженная, прикрытая собственными золотыми волосами и объятиями Макара. Он улыбался, она тоже. Алиса что-то кричала им, но они не слышали ее. Прозрачная преграда не пропускала её голос. Алиса поняла, что преградой был хрусталь. Теперь она на веки заперта в этом фужере.
Макар с Дарьей стояли обнявшись. Сначала они были молодыми и красивыми. Но через несколько минут оба стали стремительно стареть. И через полчаса перед столом с фужером лежала груда истлевших человеческих костей.
Автор: Эльвира Ельховская
Источник: https://litclubbs.ru/articles/31608-taina-antikvara.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: