Современный арабский мир включает около 450 миллионов человек, которые живут на территории 23-х стран – от Аравийского полуострова до Атлантического океана. Политически они были едины лишь в течение столетия, примерно, с 650-го по 750-й годы. В дальнейшем можно говорить только об арабской/исламской цивилизации, которую, впрочем, развивали многие народы.
Благодаря культурному влиянию арабского языка, было сформировано некое общее пространство, на основании которого возникли современные арабские страны. Их жителей мы сегодня условно называем арабами, хотя куда больше подойдет термин «арабизированные».
В историческом же смысле к арабам следует относить только лишь коренных жителей аравийского полуострова – да и то, далеко не всех. Ведь еще 1300 лет назад традиционно выделялись «настоящие арабы» кахтаниты – это были жители южной части полуострова, преимущественно, йемены.
К северу от них проживали «ассимилированные арабы» аднаниты, к которым относился и сам пророк. Изначально это были потомки тех или иных семитских племен, в том числе, близких к древним евреям. Впрочем, уже в то время между ними не было никакой разницы, за исключением этнического происхождения.
Все современные арабские нации являются потомками этих людей, что были ведущей силой раннесредневековых исламских завоеваний, а также местного субстрата, который мог значительно отличаться, в зависимости от региона. Не обязательно это были семиты, хотя семитами стали их потомки – но в языковом смысле.
В Северной Африке это были берберы и древние египтяне; семиты того или иного происхождения – на Ближнем Востоке; романизированное и эллинизированное население тех или иных корней – практически, по всей территории халифата, первое на западе, а второе на востоке.
Не следует забывать и о внешнем влиянии: гулямов и мамлюков – воинов африканского, тюркского и кавказского происхождения; невольниках, которые трудились на полях или в качестве домашних слуг; красавицах, которые попадали в гаремы со всего Средиземноморья; изгнанных испанских мусульманах – потомках иберов и римлян; славянских рабах-сакалиба; крестоносцах и их потомках.
Поэтому, арабы – это, в первую очередь, культурная, а не этническая общность. И многие из тех, кого мы так называем, против этого будут протестовать. Например, так можно сказать о марокканцах, алжирцах и египтянах. В крайнем случае, они назовут себя «арабами в целом», т.е., в культурном смысле.
В связи с грандиозными размерами арабского мира, условно его делят на несколько частей, которые не до конца совпадают с территорией современных стран. Магриб – это страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта. Шам, или, по-европейски, Левант – это Восточное Средиземноморье, т.е. Палестина, Ливан, частично Иордания и Сирия. Машрик – Ирак, части Иордании и Сирии, Египет, Судан. Отдельно стоят страны Персидского залива, которые исторически были колыбелью арабов.
В каждом из этих регионов имелось то или иное преобладающее этническое влияние. В каждом люди имеют тот или иной типаж внешности, который можно определить визуально. При этом, не обязательно, что соседи будут похожи друг на друга. Но и не обязательно они будут отличаться.
В целом, арабские народы относят к той или иной подгруппе индо-средиземноморской расы – малой расы в составе большой европеоидной. Как правило, арабов относят либо к средиземноморской подрасе – это Левант, частично Египет и Северная Африка; а также к ориентальной расе – это Аравия и примыкающие к ней регионы. Но есть среди них и представители негроидной расы, и тех или иных переходных групп.
При этом, такие средиземноморцы, как ливанцы и палестинцы, будут по внешности отличаться друг от друга. А северные египтяне отличаются от южных, поскольку это большой народ.