Найти в Дзене
Подвальчик Гика

Тема, идея, замысел в литературном произведении (часть 3)

Оглавление

Итак, мы теперь знаем, что в основе любого литературного произведения лежит тема. Широкая тема сужается до более узкой. Из темы рождается идея произведения, которая должна быть максимально личной и содержать утверждение.

Пример

Узкая тема: совесть Широкая тема: отсутствие совести у чиновников Идея: Лишь у потерявшего всё чиновника просыпается совесть. Если всё это сделано, значит мы готовы перейти к замыслу произведения.

Замысел

-2

Замысел – это первоначальная общая схема будущего произведения.

К. Г. Паустовский писал: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел». Нам важнее всего понять, чем именно замысел отличается от темы и идеи.

Отличие замысла от темы и идеи

Тема – это общее направление Идея – частности этого направления Замысел – мелкие детали, которые станут отправными для повествования и конфликта

А что если?

-3

Замысел проще всего формировать, применив не хитрый трюк. Достаточно задаться вопросом, а что если? И дальше всё пойдет как по маслу. Например: а что если вороватый чиновник, живущий в столице, столкнется с честным священником из далекого уезда, попросившим у первого помощи в спасении приюта для бездомных детей. Пускай такой сюжет не выглядит слишком интересным по современным меркам, тем не менее в нем есть все основные элементы замысла: герой, место действия, его противник, конфликт. Вот несколько примеров из классических произведений.

· Что, если в России XlX века женщина пойдет против законов современного общества? (Анна Каренина).

· Что, если в Петербурге XlX века бедный студент решится на убийство ради денег? (Преступление и наказание).

· Что, если в Вероне XVI века дети двух противоборствующих семей влюбятся друг в друга? (Ромео и Джульетта).

Главная цель данной техники – сформулировать замысел в одно предложение, чтобы на вопрос о чём оно вы могли ответить одной фразой.

Ключевые моменты

-4

В замысле должно быть ключевое событие, давшее начало конфликту.

· Замысел должен начинаться со слов "а что, если?".

· Замысел должен быть интересен и актуален для собеседника.

Давайте на примере известного всем со школьной парты произведения Островского "Гроза" рассмотрим все пункты от выбора темы до замысла.

А. Н. Островский «Гроза»

Общая тема: традиции. Частная тема: столкновение между новыми веяниями и старыми традициями. Идея: невозможно сохранить нравственность, честность, если попал в среду тёмного царства, где правят самодуры, деспоты и невежды. Замысел: а что, если воспитанная, честная, добрая девушка, с детства жившая в окружении любви, стала подневольной после того, как она вышла замуж, и тайно влюбляется в другого?

Выводы

-5

Замысел хорош, когда вы:

· Знаете время и место действия.

· Видите отправную точку (драматическую ситуацию).

· Улавливаете очертания конфликта.

· Начинаете искать характер, чтобы лучше рассказать вашу историю.

· Можете найти сюжет, который лучше выразит качества вашего героя.

Когда все это подобрано верно, история начинает складываться сама собой. Если же вы что-то упустили, ваш сюжет начнет трескаться по швам. Именно поэтому лучше вернуться и потратить время на проработку темы, идеи и замысла, чем потом переписывать часть произведения, не соответствующую вашему плану.