Каменные изваяния, напоминающие грибы в долине Джилы-Су, часто называют "местный Стоунхендж". Некоторые любители таинственных историй считают "грибы" энергетическими излучателями, и вслед за ними и любители мистики окрестили "грибную поляну" местом силы и зашкаливающей энергетики. Вообще-то интерес к непознанному у путешественников - встроенный ген, иногда трезво контролирующийся рассудком, иногда абсолютно развязанный и безудержный в части домыслов.
Я смотрю на эти чудеса природы с точки зрения геологической науки: перед нами скальные образования, архитекторами которых выступили ветер и вода. Годами они подтачивали материал скал, состоящий из грубых и более мягких слоев вулканических и обломочно-осадочных пород. Плотные поверхностные слои из спекшихся вулканических туфов образовали как бы "шляпку гриба", а нижние слои, промытые, продырявленные, как сыр, множественными ручьями тающих ледников, ветер довел до неких форм, которые разум человека соотнёс с чем-то узнаваемым, похожим - грибами или зонтиками.
Это довольно крупные фигуры - до 3-4 м высотой. И это хорошо, что останцы находятся вдали от городов и поселков, иначе каменные игрушки природы давно бы обсидели, обпинали, расковыряли и расписали надписями "Здесь был я", - таков наш незатейливый народ.
Добраться до Плато Каменных Грибов можно по дороге из Кисловодска к урочищу Джилы-Су. Дорога хорошо известна дикими нарзанными источниками, водопадами, цветущими долинами и самым красивым видом на Эльбрус.
Сонный Кисловодск еще спал, когда мы приехали из Краснодара (обычно я езжу на своем авто, но в этот раз добрался автобусом туркомпании). Кисловодск - город атмосферный, старинный, добрый, он заслуживает отдельного рассказа.
Старый Парк города утром на редкость немноголюден, хотя, обычно, курортники оживают с первыми лучами солнца и начинают свои долгие прогулки, как работу по оздоровлению организма.
Цветочные часы зафиксировали время наших сборов и отправления в горы.
Величественные виды природы начинают покорять вас сразу, как только выдвигаетесь за городскую черту. Вокруг самого города хребты выглядят относительно гуманно, они зеленые и приветливые, все в серебристом ковыле. Когда метелки распустившегося ковыля ветер гоняет туда-сюда, то кажется, что горы переливаются на солнце, как богатая ткань. В это время горы называют бархатными.
Мы уже углубляемся к становым кавказским хребтам, и все туристы, как дети, ждут главного чуда, как белоликой Снегурочки - Эльбруса, белоснежного, двуглавого.
Местные гиды и жители сказали нам: вы везунчики. Больше месяца каждый день льют дожди, тучи, испарина, туманы, сырость - Эльбрус обижается на людей, закрывается подушкой облаков. А нам Эльбрус открылся - в самом деле, повезло.
Погода прекрасная, тепло, все жужжит, поет, благоухает и сверкает. Улыбается красавец Эльбрус.
Для меня встреча с этой горой, по идее, должна бы быть рутинной. Много раз бывал в Приэльбрусье. Совершал восхождение на вершину, участвовал в забегах вокруг Эльбруса. Путешествовал по предгорью с запада, юга востока и севера. И все же, каждый раз испытываю счастье и внутреннее чувство почтения к этой великой горе. Мысленно произношу какие-то непроизносимые вслух и неотчетливо различимые слова благодарности за новую встречу.
Я занимаюсь спортом, трейлраннингом - это разновидность кросса по пересеченной местности с набором высот.
Для меня трейлы - вариант туризма. Благодаря бегу я бываю там и тогда, где не смог бы оказаться никогда. Не представляю, что могло бы меня заставить взглянуть на мир с самой высокой горы Европы, когда гаснет день, и краски с ярких и разнообразных меняются на черную пустоту с сиянием звезд наверху и мерцанием электрических точек в дальних аулах. Трейлраннинг предоставил мне такую возможность во время забега вокруг горы. Я намерен в ближайшее время снова участвовать в гонке Elbrus World Race на 135 км с набором высоты 7,6 тыс. м, и уложиться в контрольное время 45 часов.
А на следующей неделе у меня двухдневный трейл в Архызе на 35 и 33 км LAKE 68. Приезд в Джилы-Су - попытка сочетать полезное и приятное. С одной стороны, порадовать себя видами природы. С другой, провести поэтапную горную акклиматизацию.
Виды такие, что сам себе не веришь, как это возможно: на дистанции в часе ходьбы поместить и суровый север, и цветущее лето, и весеннюю капель. Все времена года замешены тут в один потрясающий коктейль!
Довольно интересное явление: шел на плато из лагеря рано утром, часов в 6: долину питали сотни ручьев, многие в кружеве льдышек.
Местами ледок конкретный такой. А обратно, в одиннадцатом часу, не нашел ни одного ручья. Дорога была сухой, лед растаял, и вода ушла сквозь камни. Если бы я не знал эти места, подумал бы, что заблудился.
Каменные останцы не похожи друг на друга. Этот вот, скорее, верблюд, а не гриб.
Этот как утюг. Кстати, основание "грибов" очень твердое, я, конечно, ощупал камни, предполагал, что "ножки" рыхлые, но природа, выгнав воду из нутра камней, накрепко спрессовала конструкцию на солнце.
Больше других мне понравился этот "подосиновик". Мне возле него было физически хорошо. Далек я от мистики, и все же что-то такое есть (никто ведь не измерял магнитное и электрическое поле в округе Каменного плато, а давно пора). Прислонился я к камню, он спину греет - рядом в луже лед, а "гриб" делится с живым существом своим теплом, - чудны дела!
От нашего лагеря, который мы разбили на поляне Эммануэля, до "Плато Каменных грибов" я дошел примерно за 1,5 часа. Но я человек тренированный. Группа туристов, с которыми я приехал, с остановками на отдышаться, на снимки и пр. шла примерно 4 часа. Поляна с "грибами" находится на высоте 3,2 км, это среднегорье, солнце поджигает кожу. Крем от солнечных ожогов и очки для защиты глаз, ребята, брать по умолчанию.
Напишите, есть ли у вас места на Шарике нашем, где вам хорошо? Места силы, места подзарядки или чего-то особенного. Знакомый парень рассказывал, что у него есть в тайге любимая береза, ее угораздило как-то уродиться среди ельника. И вот среди сине-зеленых треугольников стоит белая свеча. Он говорит: иду до нее часа три, обниму, помолчу и назад. И снова жить хочется, и энергия плещет. А у вас?